ДЖОН БОЙНТОН ПРИСТЛИ (JOHN BOYNTON PRIESTLEY. 1894-1984)

ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

— автор более 120 произведений, романист, драматург, эссеист, литературный критик. С его именем связано несколько десятилетий английской культуры. В интервью по поводу своего семидесятилетия Пристли без ложной скромности заявил: «Нет, я не гений, но чертовски талантлив». Пристли родился в семье школьного учителя, мать умерла сразу после его рождения. По окончании школы в университет поступать не стал. В промышленном городке Брэдфорд, где прошли его юные годы, он приобрел первый жизненный опыт: начал пробовать свои силы в журналистике, стал заядлым театралом и поклонником мюзик-холлов. 1914—1919 гг. провел в окопах, получил ранение, которое казалось ему ничтожным по сравнению с «незаживающей раной, которую получил мир». «Все мое поколение было изрублено и изгажено», — сказал он позже. Ненависть к войне, к бездарным политикам прорывается на страницах его романов «Мэр Мирокура» (1930), «Ясный день» (1940), в автобиографической книге «Заметки на полях» (1962). Но решение стать писателем пришло к нему после того. как он в 1919 г. поступил в Кембридж и закончил его со степенью бакалавра по истории и литературе. Славу ему принесла тринадцатая по счету книга — роман «Добрые друзья» (1929), в котором писатель декларировал свою приверженность незыблемым, старым, добрым английским традициям. Следующая книга, «Улица Ангела» (1931), была принята столь же восторженно. «В отличие от многих современных авторов я всегда полагал, что романы (и пьесы) должны быть развлекательными. Но это не значит, что мои романы лишь развлечение и ничего больше. В них всегда содержится большая доля социальной критики», — говорил Пристли. Два военных романа — «Затемнение в Грэтли» (1942), «Дневной свет в субботу» (1943) — и послевоенный «Трое в новых костюмах» (1945) написаны художником-гуманистом, глубоко озабоченным судьбой нации и культуры. В те же годы он вел постоянную радиопередачу, писал пьесы, эссе, критические обзоры. Феномен плодовитости и работоспособности Пристли трудно переоценить. В эссе «У меня было время» он так формулирует свое отношение к творчеству: «Писательство, бесспорно, должно быть причислено к вредным профессиям; оно изматывает и поглощает тебя без остатка. Часами сидишь один, как паук, и ткешь свою паутину. Творческий процесс может идти прекрасно, но переносить его результаты на бумагу — тяжкий труд». Механизм творческого процесса, равно как и степень необходимости этого занятия всегда были в центре внимания Пристли. В романе «Дженни Вильерс» (1947) стареющий драматург Мартин Чиверелл, мировая знаменитость и кумир публики, приходит к мысли о тщете искусства, суть которого, полагает он. — пошлая игра выдуманных страстей. И лишь долгое, мучительное путешествие в прошлое, знакомство с Дженни Вильерс, талантливой трагедийной актрисой, умершей совсем юной, убеждает его в недолговечности зла, в неизбывности добра. Этот роман симптоматичен и в плане экспериментальных поисков писателя, разрывающего условности и узы времени и места действия, переносящего читателя в Зеленую комнату — мир мечты и фантазии. Начиная с пьесы «Опасный поворот» (1932), Пристли закрепил за собой реноме драматурга «международного класса». В этой пьесе он отказывается от идиллического воспроизведения действительности, преодолевая рубежи, намеченные Диккенсом, выступает как сатирик, разоблачающий одну из самых разрушительных черт человеческого сообщества нового времени: фальшь и ее производные — снобизм, лицемерие, эгоизм, притворство. В этих проявлениях человеческой натуры Пристли видел не менее разрушительное, деструктивное начало, чем в агрессии, порождающей насилие и войны. Вершинами драматургического искусства Пристли стали также пьесы «Время и семья Конвей» (1937) и «Визит инспектора» (1947). Устами своего героя Пристли говорит: «Мы живем не в одиночку. Мы члены одной семьи... И если люди не усвоят этого урока, им... придется познать его в огне и крови». Пристли — блестящий эссеист, мастер этого чисто английского жанра, продолжатель традиций Поупа, Дефо, Стерна, Теккерея, Честертона. Среди сборников эссеистики — «Записки из Лилипутии» (1922), «Открытый дом» (1927), «Раек» (1929), «Заметки на полях» (1962), «Англичане» (1973).

Произведения

Избранные произведения: В 2 т. / Сост. Е.Гениевой.— М.: Худож. лит., 1990; Избранное: В 2 т. / Сост., послесл. и коммент. В. Ворсобина. — М.: Искусство, 1987; Избранное / Сост. Л. М. Завьяловой; Предисл. Н.Анастасьева.— М.: Правда, 1985.— 559 с.; Заметки на полях: Художественная публицистика / Сост., авт. предисл. и коммент. Е. Ю. Гениева. — М.: Прогресс, 1988. — 467 с.; Улица Ангела / Пер. М. Е.Абкиной; Предисл. Ю. Кагарлицкого и Р. Померанцевой. — М.: Гослитиздат, 1960. — 502 с. Angel pavement / Авт. послесл. М.Тугушева.— М.: Progress, 1974.— 503 р.; The English.— London: Heinemann, 1973.— 256 p.; Essays of five decades / Sel. and with a pref. by S. Cooper.— London: Heinemann, 1969.— XXI, 311 p.; The good companions.— Harmondsworth: Penguin books, 1978.— 618 p.; Jenny Villiers.— London: Heinemann, 1947.— 190 p.; The other place and other stories.— New York: Harper, 1953.— 265 p.; The plays: Vol. 1—2.— London: Heinemann, 1948; Three men in new suits.— London: Heinemann, 1945.— 170 p.

Литература Atkins J. J.B.Priestley: The last of the sages.— London: Calder, 1981.— IX, 309 p.; Braine J. J.B.Priestley.- London: Waidenfeld a. Nicolson. 1978.- 163 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV