Наши партнеры

water roller ball
Беспроцентные кредиты

ОЛДОС ХАКСЛИ (ALDOUS HUXLEY. 1894-1963)

ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

один из признанных создателей так называемого «интеллектуального романа», получившего особое распространение в XX в. Сам писатель называл свои произведения «романами идей». Столкновение разных, часто совершенно противоположных позиций и точек зрения, парадоксальных систем мышления и поведения порождает в его произведениях неожиданный комический и сатирический эффект. Романы Хаксли 20-х гг. — «Желтый Кром», «Шутовский хоровод», «Контрапункт», — с одной стороны, несут на себе печать социального пессимизма и близки к произведениям писателей «потерянного поколения», с другой — представляют собой нравоописательные сатиры, по страницам которых вереницей несутся в «хороводе шутовском» (К. Марло) гротескные фигуры, сивмолизирующие идейный и духовный кризис западной цивилизации. Высшей точкой в развитии сатирического таланта Хаксли и одновременно началом утраты веры в человечество стала его сатирическая «антиутопия» «Прекрасный новый мир» (1932). Задуманный как пародия на «технократические» иллюзии Г.Уэллса, роман изображает стандартизированное, утилитарное, полностью лишенное духовности общество будущего. По Хаксли, научно-технический прогресс деморализует разумно устроенное общество, приводит к атрофии чувств и профанации искусства. Смятение и тревога за человечество вынуждают Хаксли с середины 30-х гг. заняться поисками смысла жизни и позитивных ценностей. Свидетельством этих поисков явился роман «Слепой в Газе» (1936), в котором позиция непричастности к социальной борьбе трактуется как единственный путь к свободе личности. Художественность уступает место философским декларациям (роман «После многих лет умирает лебедь», 1939) Хаксли начинает подчеркивать биологическую сторону человеческой натуры, близость человека к животному. Писатель впадает в мистицизм, обретает веру в загробную жизнь в ее буддийском варианте. Велико значение творчества Хаксли для понимания эволюции культуры XX в.: его книги запечатлели важный и кризисный момент буржуазного сознания. Именно Хаксли одним из первых стремился художественно отразить распространенную сегодня на Западе «некоммуникабельность», антигуманистическую сущность технократической цивилизации. Впервые он поднял на страницах своих книг вопросы экологии и истощения недр, волнующие человечество сегодня.

Котрапункт (Point counter point. 1928)

— самый значительный роман Хаксли. Построен по законам музыкальной композиции, по правилам контрапункта. Сюжета, как такового, в романе нет, повествование состоит из ряда сменяющих друг друга эпизодов, в которых действуют те или иные герои, — их жизненные пути то идут параллельно, то вдруг причудливым образом переплетаются. Такой прием позволяет писателю показать своих персонажей в разных ракурсах и с нескольких точек зрения: после эпизода, в котором два персонажа разговаривают о третьем, следует эпизод, в котором этот третий действует. Прием этот очень эффективен для раскрытия противоречия между видимостью и сущностью. «Контрапункт» прежде всего — роман сатирический. Высший свет, художническая богема изображены в нем с большей силой отрицания, нежели в предыдущих романах Хаксли, причем отрицание это сопровождается утверждением истинных человеческих отношений. Одним из них для Хаксли всегда было искусство: картины молодого Джона Бидлейка, музыка Баха, старинная живопись. Искусство, по Хаксли, существует наперекор жизни. В жалкую развалину превратился Бидлейк, но созданные им картины продолжают восхищать людей. Этот феномен понимается Хаксли как важнейшее проявление всегда занимавшей его антиномии души и плоти. Писатель нс верил в возможность гармонии этих двух начал. Существование человека трагично, ибо оно неминуемо завершается смертью, которая всегда бессмысленна и жестока. Эти взгляды Хаксли, во многом Предвосхищающие идеи писателей-экзистенциалистов, накладывают пессимистический отпечаток На общую тональность книги. Поиски этического идеала оказываются безрезультатными. Но сила

«Контрапункта» не в положительной программе.

Произведения

Желтый Кром; Рассказы / Пер. Л.Паршина; Предисл. Г.Анджапаридзе и Т.Мартиной.— М.: Худож. лит., 1987.— 302 с.; И после многих весен / Пер. А.Зверева.— М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1992.- 272 с.; Контрапункт; Новеллы.- Л.: Лениздат, 1990.- 603 с.; Новеллы / Сост. Н.Дьяконовой и И.Комаровой; Вступ. ст. Н.Дьяконовой.- Л.: Худож. лит., 1985.- 456 с.;

О дивный новый мир / Пер. О. Сороки; Обезьяна и сущность / Пер. И. Русецкого. — В кн.: О дивный новый мир: Английская антиутопия, М., 1990, с. 295—717; Через много лет; Гений и богиня / Пер. и примеч. В. Бабкова; Предисл. А.Шишкина.— М.: Прогресс, [1994].— 365 с.; шутовской хоровод / Пер. И.Романовича.- М.: Гослитиздат, 1936.- 328 с. After many a summer— London: Chatto a. Windiis, 1939.— 314 p.; Antic hay — Harmondsworth, Midd'x: Penguin books, 1948.- 254 p.; Brave new world.- London: Chatto a. Windus, 1934.- 306 p; Collected short stories.— London: Chatto a. Windus, 1957.— 397 p.; Crome yellow / Предисл. Г.Анджапаридзе.— М.: Progress, 1976.— 277 p.; Eyeless in Gaza.— Harmondsworth, Midd'x: Penguin books, 1965.— 399 p.; Point counter point.— New York: The modern libr., 1928.— 514 p.

Литература

Жантиева Д. Г. Олдос Хаксли,— В кн.: Жантиева Д. Г. Английский роман XX века, М., 1965, с. 243—259; Ивашева В. В. Олдос Хаксли.— В кн.: Ивашева В. В. Английская литература: XX век, М., 1967, с. 22—31; Палиевский П. Гибель сатирика. — В кн.: Современная литература за рубежом, М., 1962, с. 451-476. Atkins I. Aldous Huxley: A literary study. - London: Calder a. Boyars, 1967. - XXXVII, 218 p.; Bedford S. Aldous Huxley: A biography.— New York: Knopf; Harper a. Row, 1974.— XVIII, 805 p.; Henderson A. Aldous Huxley. - New York: Russel a. Russel, 1964. - 258 p.

Вернуться к оглавлению