ДЖОРДЖ ОРУЭЛЛ (GEORGE ORWELL. 1903-1950)

ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

— литературный псевдоним Эрика Блэра (Blair), романиста, эссеиста и критика-публициста. Родился в Индии; сын английского колониального администратора. В 1905 г. семья переселилась в Англию; будущий Оруэлл учился в Итоне; по окончании школы, в 1922—1927 гг., служил в Бирме, в английской полиции. Это пребывание вдали от литературной жизни Англии законсервировало его вкусы, и он остался на всю жизнь совершенно чужд модернистским влияниям. Вернувшись в Англию и намереваясь с писательскими целями изучить жизнь низов, провел 1928—1929 гг. чернорабочим в Париже и Лондоне, о чем и повествуется в его первом сочинении — автобиографических записках «На парижском и лондонском дне» (1933), не имевших никакого успеха, равно как и его следующий роман-мемуар на колониальном материале «Бирманские дни» (1934). Он продолжает искать способы беллетризации социального обличительства в более или менее сюжетных романах «Дочь священника» (1935) и «Пусть цветет аспидистра» (1936), которые прошли незамеченными в потоке английской бытописательской прозы 1930-х гг. Оруэлл впервые заявил о себе как писатель со своим голосом и индивидуальными убеждениями (по устремлениям социалистическими, но резко расходившимися с заполонившим умы просоветским социализмом как сталинистского, так и троцкистского толка) в документальной книге очерков о безработных и горняках Йоркшира и Ланкашира «Дорога на Виган-Пир» (1937) Однако с левыми кругами, где его начинают сторониться, Оруэлл не порывает и, готовый доказывать убеждения делом, отправляется добровольцем на Гражданскую войну в Испании и воюет в окопах переднего края близ Барселоны с декабря 1936-го по июнь 1937 г. Непосредственный опыт участия в боевых действиях и фронтовые наблюдения открывают ему глаза, и он с ужасом осознает, что организаторы и руководители Гражданской войны, политработники, во всем послушные указаниям из Москвы, используют испанскую бойню в основном для приманки и истребления левых со всего мира, в первую очередь, разумеется, троцкистов. Эту страшную правду, которую Оруэлл с яростным пафосом огласил в своих записках, перемежаемых довольно наивными риторическими обличениями, «Памяти Каталонии» (1938), английские левые выслушать не пожелали, и автор был заклеймен как предатель и отступник от дела социализма. Вместе с горсткой подобных ему отщепенцев социалистического движения Оруэлл в конце 1930-х гг. сотрудничает в журнале «Партизан ревью». В 1940—1941 гг. написаны и опубликованы эссе «Во чреве кита» и «Англия, ваша Англия», где Оруэлл призывает соотечественников к борьбе на два фронта — с коричневой и красной опасностью, а вдобавок и с левым капитулянтством, подстерегающим внутри страны. Во время войны Оруэлл становится сотрудником Би-би-си и всеми силами стремится расширить понятие антифашистской пропаганды, сделать ее антитоталитарной, т е. обоюдоострой, обращенной против тогдашнего союзника Великобритании, о котором даже Черчилль предпочитал высказываться в льстивых тонах. В 1943— 1944 гг., когда все отчетливее возникал вопрос о том, что будет, что ждет мир после победы над Гитлером, Оруэлл пишет сатирическую «животную» сказку «Скотный двор», пародирующую историю революции и советской власти в СССР, причем эта история в обобщенно-типизированном виде предстает как неизбежная, предрешенная судьба всякой социалистической революции. Поскольку же такая революция казалась общемировой перспективой, постольку антисоветский пафос Оруэлла приобретал апокалиптический характер; его статьи и выступления становились все памфлетнее, мрачнее и тревожнее. Назревал роман-предупреждение (роман — потому что картина страшного и обыденного социалистического будущего, рождающегося в настоящем, должна быть представлена как нельзя более реалистически: первоначально роман предполагалось назвать «Последний человек в Европе»). Роману, однако, не хватало сюжета: таковым стало открытие-описание воплощенной утопии изнутри и совершающееся по мере открытия взаимодействие с нею героя — вернее, антигероя, беспомощного борца с всевластным и вездесущим тоталитаризмом. Борьба его заведомо безысходна, и кончается она не просто поражением, а полной и безоговорочной душевной и духовной капитуляцией, переходом на сторону противника. В отличие от утопий Замятина или

Хаксли, Оруэлл пишет книгу не об отдаленном, смутном и помещенном в иную реальность будущем, а о завтрашней судьбе англичанина в завтрашней Англии. До нее рукой подать; в это зеркальное будущее можно вступить, переставив две последние цифры текущего 1948 года. Опубликованный в 1949 г. «1984» стал вместе со «Скотным двором» катехизисом антикоммунизма, и Оруэлл занимает достаточно почетное место в ряду обличителей роковых и неминуемых последствий воплощения социалистической идеи. Джордж Оруэлл был назван «совестью своего поколения».

Произведения

Проза отчаяния и надежды: Роман, сказка, эссе.— Л.: Лениздат, 1990.— 427 с.; Скотный двор:

Сказка; эссе; статьи; рецензии / Предисл. и сост. А.Зверева.— М.: Известия, 1989.— 192 с.; «1984» и эссе разных лет / Сост. В. С. Муравьев; Авт. предисл. А. М. Зверев. — М.: Прогресс, 1989. — 384 с. Animal farm: 21 impr. — Harlow: Longman, 1989.— 109 p.; The collected essays, journalism and letters: Vol. 1—4.— New York: Harcourt, Brace a. World, 1968; Homage to Catalonia.— San Diego: Harcourt Brace Jovanovich, 1980. — 232 p.; Orwell's nineteen eighty-four: Text, sources, criticism / Ed. by 1. Howe. — New York: Harcoiirt, Brace a. World, 1963.— 274 p.

Литература Calder J. Animal farm and Nineteen eighty-four.— Philadelphia: Open univ. press, 1987.— 110 p.; Gardner A. George Orwell.— Boston: Twayne, 1987.— 157 p.; Nineteen eighty-four and apocalyptic imagination in America.— Amsterdam: Free univ. press, 1985.— 230 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV