ГРЭМ ГРИН (GRAHAM GREENE 1904-1991)

ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

— родился в семье преподавателя истории и античности (впоследствии — директора) школы-интерната для мальчиков. Окончил Оксфордский университет. В 1940—1944 гг. работал сотрудником МИДа Великобритании, одновременно выполнял поручения британской секретной службы. Начал печататься в периодике с 1922 г. С самых первых романов — «Человек внутри» (1929), «Это поле боя» (1934), «Меня создала Англия» (1935), «Брайтонский леденец» (1938) — писатель ставит своих персонажей в экстремальные обстоятельства, способствующие раскрытию их нравственной сущности, заставляющие делать выбор между верностью и предательством. Грина волновало, как те или иные моральные категории и принципы реально преломляются и воплощаются в конкретных взаимоотношениях между людьми. Его занимала сущность и природа добра (для Грина это прежде всего человечность, сострадание) и зла (догмы, черствости, лицемерия). Одним из ключевых для писателя был вопрос о праве личности активно вмешиваться в судьбу других людей даже из самых лучших и благородных побуждений. Мир гриновских книг динамичен, сложен, запутан. Он противоречив, парадоксален, непредсказуем, нередко трагичен и одновременно нелеп и смешон. Словом, именно таков, каков на самом деле. В 1926 г. писатель принял католичество, и это, естественно, отразилось на его творчестве. Вопросы веры и безверия, греха и благодати, духа и догмы постоянно оказываются в центре внимания персонажей его книг. Неприятие Грином любой догмы распространялось и на догматы католической церкви. Любая форма насилия, а тем более насилия осознанного, вызывала у него неприятие. Он считал, что человека нельзя насильно сделать верующим, справедливым или счастливым. Грин придерживался левых взглядов, проявлял устойчивый интерес к идеям коммунизма; неоднократно посещал Советский Союз. В последние годы его привлекали идеологи из стран Латинской Америки, которые пытались соединить коммунистическую доктрину с католицизмом. Свои книги он подразделял на «серьезные» и «развлекательные», написанные преимущественно в жанре политического детектива, однако деление это чисто условно. По глубине социально-философской проблематики, изощренному психологизму и мастерству письма его «развлекательные» романы, такие, например, как «Доверенное лицо» (1939), «Ведомство страха» (1943) или «Наш человек в Гаване» (1958), не уступают каноническим «серьезным» романам Грина, к числу которых относятся «Брайтонский леденец», «Суть дела» (1948), «Тихий американец» (1955), «Ценой потери» (1961), «Комедианты» (1966), «Человеческий фактор» (1978), «Доктор Фишер из Женевы, или Ужин с бомбой» (1980), «Монсеньор Кихот» (1982), «Капитан и враг» (1988). Перу Грина принадлежат также несколько пьес, книги очеркового, публицистического и автобиографического плана, сборники рассказов, киносценарии.

Сила и слава (The power and the glory. 1940)

— один из самых знаменитых романов, дающий широкую и неоднозначную трактовку традиционных гриновских тем — греха и благодати, стойкости и предательства, пределов оправданности активного вмешательства в ход исторического процесса, правомерности высшего суда и возмездия. Действие происходит в Мексике, где Грин побывал в 1937—1938 гг. Сюжет романа строится на противостоянии двух персонажей, приверженцев конкретного и абстрактного гуманизма. Первый — католический священник, последний уцелевший после антиклерикальных гонений в штате Табаско; второй — молодой лейтенант, принципиальный противник церкви, охотящийся за ее служителями как за вредоносными насекомыми. «Пьющий падре», как называют его сами прихожане, — человек грешный, он не ищет подвига и не жаждет мученического венца, стремится ускользнуть от преследователей. Но судьбе угодно распорядиться иначе, и он дважды (в начале и в финале книги) отказывается от спасения, ибо не способен бросить другого в беде, даже если этот человек отпетый преступник. Без громких слов священник исполняет свой долг во имя конкретных людей, сознавая свою ответственность за другого как самый важный нравственный императив. Антагонист священника, лейтенант,— личность по-своему сложная, честная и трагическая. Трагическая потому, что логика его поведения приводит к убийству священника. Он буквально одержим идеей активного вмешательства в жизнь, неприемлемой для раннего Грина. Лейтенантом движет не любовь, не сострадание к конкретному человеку, а приверженность идее. ради которой он готов пожертвовать буквально всем. Оба героя, как обычно у Грина, одиноки. Но священник нужнее конкретным людям — крестьяне, несмотря на все угрозы, не выдают его властям. Несравненно более одинок лейтенант: его идеи и рвение далеки от повседневной жизни тех, о чьем будущем счастье он печется. Многозначен финал романа. Хотя «сила» на стороне лейтенанта, «слава» остается за священником.

Почетные консул (The honorary consul. 1973)

— роман, по-новому развивающий проблематику «Силы и славы». Грин называл его своей самой любимой книгой. Здесь нет подчеркнутой антитезы, конфликта двух противостоящих жизненных позиций. Покинув официальную церковь, однако сохраняя свою странную, но очень человечную веру, бывший священник Леон Ривас уходит к партизанам, борющимся за освобождение своих единомышленников из застенков парагвайского диктатора Стреснера. Действие происходит в городе на границе Аргентины и Парагвая. В образе Риваса Грин как бы соединяет персонажей-антиподов своего давнего романа: он и священник, и в то же время революционер, т. е. человек, способный насилие. Конфликт смещен и теперь бушует в душе одного человека. Ему, верующему и командиру небольшой группы партизан, предстоит убить человека не только совершенно невиновного, но и оказавшегося заложником по чистому недоразумению. Логика партизанской войны тпебует, чтобы Ривас застрелил Фортнума, английского почетного консула в этом аргентинском городке, но Ривас на это не способен. Образ английского журналиста-скептика фаулера из романа «Тихий американец» в «Почетном консуле» как бы раздваивается: сходными чертами наделен добродушный пьяница Фортнум и, казалось бы, равнодушный ко всему доктор Пларр. Но Фортнум способен на искреннюю и бескорыстную любовь к своей жене Кларе, бывшей проститутке, и это сильное чувство словно опаляет Пларра, который выходит под пули полицейских, чтобы в последний раз попытаться решить трагическую коллизию.

Произведения

Собрание сочинений: В б т. / Редкол.: С. Бэлза, Т. Кудрявцева, П. Палиевский; Вступ. ст. С. Бэлзы. — М.: Худож. лит., 1992—1996; Избранные произведения: В 2 т. / Сост. Г.А.Анджапаридзе; Вступ. ст. В. В. Ивашевой. — М.: Худож. лит., 1986; Путешествие без карты: Художественная публицистика / Сост. и коммент. О.А.Алякринского; Предисл. С. И. Бзлзы. — М.: Прогресс, 1989.— 454 с. The collected edition: Vol. 1—22.— London: Heinemann; Bodley Head, 1970—1988; Author's choice: Four novels / With an introd. by the author. — Harmondsworth: Penguin books, 1985. — 768 p.; Collected essays.— London: Bodley Head, 1969.— 463 p.; The collected plays.— Harmondsworth, Midd Penguin books, 1985.- 444 p.

Литература

Грэм Грин: Биобиблиогр. указ. / Сост. и авт. предисл. Ю. Г. Фридштейн. — М.: Рудомино, 1996.— 192 с.; Днепров В.Д. Вера и безверие.— В кн.: Днепров В.Д. Литература и нравственный опыт, М., 1970, с. 260—325; Ивашева В. На последнем крае комедии: Грэм Грин. — В кн.: Ивашева В. Английские диалоги, М., 1971, с. 309—351; Ивашева В. Парадоксы сознания.— В кн.: Ивашева В. Что сохраняет время, М., 1979, с, 136—160; Ивашева В. Грэм Грин.— В кн.: Ивашева В. Судьбы английских писателей, М., 1989, с. 36—84; Палиевский П. В. фантомы: Человек буржуазного мира в романах Грэма Грина.— В кн.: Палиевский П. В. Пути реализма. М., 1974, с. 117—145. Sheldon M. Graham Greene: The man within.— London: Heinemann, 1994.— 480 p.; Sherry N. The life of Graham Greene: Vol. 1-2.- London: Cape, 1989-1994; Smith G. The achievement of Graham Greene.— Brighton: Harvester press, 1986.— 228 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV