Наши партнеры

inflatable castle
Беспроцентные кредиты

ТИБОР ДЕРИ (DÉRY TIBOR. 1894-1977)

ЛИТЕРАТУРА ВЕНГРИИ

— родился в семье крупного фабриканта. Образование получил в Будапеште и за границей. Как литератор впервые обратил на себя внимание повестью «Лия» (1917). В 1918—1919 гг. примкнул к рабочему движению, стал членом компартии, участвовал в революционных событиях 1919 г. После разгрома Советской республики эмигрировал на Запад; на протяжении 20—30-х гг. жил то за границей (Австрия, Италия, Югославия, Германия и т. д.), то на родине. Публиковался в авангардистских изданиях; роман «Двойной крик» (1922) несет на себе печать влияния экспрессионизма; пьесы «Младенец-гигант» (1926; опубл. 1967), «Маленькая семья, или Что у вас на завтрак?» (1926; опубл. 1969) и др., а также стихотворения (сборники «Лошадь, пшеница, человек», 1922; «Они поют и умирают», 1928) написаны в дадаистско-сюрреалистическом ключе. В 30-е гг. осваивает реалистическую манеру, обогащая ее опытом великих новаторов XX в.: Ф. Кафки, М Пруста, Т.Манна. С 1934 г. работает над главным произведением своей жизни — романом «Незаконченная фраза» (опубл. 1947). После 1945 г. вновь вступил в компартию. В 50-х гг. все больше проникался сомнениями в том, что коммунистическая власть способна обеспечить народу те сияющие перспективы, обещаниями которых были полны речи вождей. Эти его настроения отразились в повести «Ники» (1955), рассказах (напр., «Любовь», опубл. 1963), сатирических комедиях 50-х гг. Руководство культурной политикой подвергло резкой критике его новые произведения: роман «Ответ» (1950) и др. Дери становится активным участником писательских выступлений против режима Ракоши, которые сыграли немалую роль в духовной подготовке революционных событий 1956 г. В 1957 г. писатель был осужден на 9 лет тюрьмы; в 1960 г. амнистирован. В тюрьме написал роман-параболу «Г-н Г. А. в гор. X» (опубл. 1964). 60—70-е гг.— период высокой творческой активности; Дери создает произведения аллегорического плана («Предающий анафеме», 1965; «Одноухий», 1975), лирические мемуары («Приговора не будет», 1968), философскую повесть («Воображаемый репортаж об одном американском поп-фестивале», 1971). Лирическая повесть «Милый бо-пэр..!» (1973) содержит мотивы прощания со всем прекрасным и добрым, что было в жизни. Наконец, несколько книг дневниково-публицистических заметок и размышлений («Наслоения дней», 1972; «Новые наслоения дней», 1975 и 1978) подводят итог богатой творческой жизни Т. Дери.

Незаконченная фраза (A befegezetlen mondat. 1947)

— роман одновременно лирический, социальный и философский. В нем дана широкая панорама жизни венгерского общества 20—30-х гг. XX в., представлены едва ли не все слои городского населения, от верхних «десяти тысяч» до задавленных нищетой и бесправием рабочих и их семей. Между этими враждебными друг другу лагерями мечется, не находя себе места, сын фабриканта Лёринц Парцен-Надь: благородство души и нравственные убеждения влекут его к «униженным и оскорбленным», узы крови, воспитание, привычки — к высшему слою. Став случайным свидетелем преступления (светский хлюст убивает рабочего), Лёринц пытается облегчить участь семьи убитого; он даже переселяется в населенный беднотой дом, где тот жил, потом старается завоевать расположение Петера, братишки погибшего, и поселяет его у себя. Лёринц терпит полный крах: рабочие, словно чувствуя противоестественность его поведения, отвергают его. Правда, этот эпизод в жизни Лёринца дает ему возможность испытать большую любовь: он знакомится и сближается с Эви Краус, танцовщицей и революционеркой. В конце концов Эви тоже отталкивает его: ее душа, ее разум слишком заполнены классовыми предрассудками, Лёринц для нее — не просто не пара, он как бы и не вполне человек. И все-таки, пусть с другим мужчиной (тоже из «чужого» класса), Эви дано узнать настоящую любовь, которая не признает классовых барьеров. А Лёринц, бросив свои попытки «опрощения», живет своей, а не заимствованной жизнью: ведь человеком можно оставаться в любой социальной прослойке, душевная, духовная суть не зависит от имущественного и социального положения. Дери, как показывает его роман, задолго до своего разочарования в социалистической доктрине интуитивно, как это часто бывает с большими художниками, осознал приоритет человеческого над классовым, которое в лучшем случае ограничивает человеческое, в худшем — уничтожает его.

Произведения

Воображаемый репортаж об одном американском поп-фестивале; Ники / Пер. О. Россиянова, Е.Малыхиной. — М.: Худож. лит., 1989.— 190 с.; Избранное / Сост. В. Середа; Послесл. Д. Тота. — М.: Худож. лит., 1983.— 349 с., Милый бо-пэр..! / Пер. Е. Малыхиной; Предисл. И.Добози.— М.: Прогресс, 1980.— 135 с.; Ответ / Пер. Е. Малыхиной; Вступ. ст. Л.Иллеша.— М.: Худож. лит., 1974.— 859с. A befejezetlen mondat.— 6-ik kiad.: Köt. 1—2.— Budapest: Szépirodalmi könyvkiadó, 1976; Felelet: Köt. 1 — 2.— Budapest: Szépirodalmi könyvkiadó, 1973; A felhöállatok. — Budapest: Szépirodalmi könyvkiadó, 1976.— 286 ol.; G. A. úr X.— Budapest: Szépirodalmi könyvkiadó, 1983.— 586 ol.; Kedves bópeer..! — Budapest: Szépirodalmi könyvkiadó, 1973.— 207 ol.; A kiközösítő.— Budapest: Szépirodalmi könyvkiadó, 1987.— 465 ol.; Niki: Kisregények.— Budapest: Szépirodalmi könyvkiadó, 1977.— 433 ol.

Литература Szalai A. Csereforgalom: Magány és közösség Déry Tibor regényeiben. — Budapest: Szépirodalmi könyvkiadó, 1982. — 182 ol.; Ungvári T. Déry Tibor alkotásai és vallomásai tükrében.— Budapest: Szépirodalmi konyvkiadó, 1973. - 327 ol.

Вернуться к оглавлению