ГОТХОЛЬД ЭФРАИМ ЛЕССИНГ (GOTTHOLD EPHRAIM LESSING. 1729-1781)

ЛИТЕРАТУРА ГЕРМАНИИ

— просветитель, поэт и драматург, критик и крупнейший теоретик искусства. Жил в феодальной, раздробленной на множество государств, «лоскутной» Германии. Заслуги Лессинга как писателя и общественного деятеля эпохи Просвещения огромны. Лессинг во всех произведениях обличал княжеский произвол, крепостничество и невежество. Он был гуманистом, защищающим право, свободу и достоинство человеческой личности. С особенной страстью Лессинг боролся против расовых и религиозных предрассудков, против сословных и имущественных перегородок. В теоретических трудах «Письма о новейшей литературе», «Лаокоон», «Гамбургская драматургия» Лессинг выступил с эстетической программой, развенчивающей каноны классицизма. Литературно-теоретические работы Лессинга свободны от дидактически описательной манеры и представляют значительный шаг в развитии литературной критики. Лессингом были заложены основы немецкой национальной драмы, в которой жили и действовали не цари и герои, а обычные смертные. Он считал театр «единственной кафедрой, с которой можно говорить с третьим сословием». Лессинг проявил себя талантливым стихотворцем и баснописцем. В баснях и стихах («Гинц и Кунц», «Генсхен Хитрец», «Самый страшный зверь», «Благородный дурак», «Танцующий медведь» и др.) он обнажал общественные язвы и пороки своего времени, восставал против самовластия государей и дворянских привилегий, издевался над тупостью и косностью бюргерской среды.

Минна фон Барнхельм (Minna von Barnhelm. 1767)

— первая национальная немецкая комедия, написанная простым разговорным языком, повествует о жестокостях и несправедливостях Семилетней войны, которая тяжелым бременем легла на немецкий народ. Главные герои пьесы и лица, их окружающие, — люди эпохи Просвещения; они лишены сословных и национальных предрассудков. Именно поэтому главная героиня Минна фон Барнхельм и ее жених майор Тельгейм благополучно разрешают конфликты, которые мешали их обручению и счастью. Майор несправедливо уволен из армии и, считая себя обесчещенным, хочет расторгнуть помолвку с Минной, хотя та полностью верит в его невиновность. Когда же честь Тельгейма восстановлена, невеста подвергает его такому же испытанию: говорит ему, что состояние ее потеряно и поэтому она берет обратно свое слово, так как брак их был бы неравным.

Эмилия Галотти (Emilia Galotti. 1772)

— пьеса, в которой Лессинг бросил вызов произволу феодальных князей и придворному дворянству. Одна из лучших трагедий в немецкой драматургии, она до сих пор не сходит со сцен мира. Юная девушка, невеста графа Аппиани, приглянулась жестокому тирану герцогу Этторе Гонзага. Решив во что бы то ни стало овладеть ею, он при помощи своих клевретов убивает жениха Эмилии и увозит девушку во дворец. Предпочитая смерть бесчестию, Эмилия уговаривает своего отца убить ее. В основе сюжета пьесы лежит история римлянки Виргинии, невесты римского трибуна Луция-Ицилия. Она не пожелала ответить на расположение патриция Аппия Клавдия, за что была на суде объявлена рабыней одного из приближенных Аппия. Отец, спасая дочь от позора, убивает ее прямо в зале суда. Используя этот сюжет из античной истории, Лессинг стремился передать в пьесе ненависть к тирании и высокие моральные принципы.

Натан Мудрый (Nathan der Weise. 1779)

— философская драма. Написана белым стихом. Действие ее происходит в Иерусалиме в эпоху крестовых походов. В этой пьесе Лессинг выступает с проповедью религиозной и расовой терпимости. В драме выведены представители трех религий: магометанской — султан Саладин, христианской — рыцарь-храмовник, и иудейской — Натан, человек, наделенный высокими добродетелями и прозванный в народе Мудрым. Религиозные фанатики, узнав, что дочь Натана — воспитанная им христианка, требуют смерти еврея, но справедливый Саладин вступается за него. Идейное содержание пьесы особенно ярко выражено в притче о трех кольцах, которую Натан рассказывает Саладину. Притча эта очень древняя, она пришла с Востока и была известна уже в XIV в. в обработке Боккаччо. Смысл притчи заключается в том, что не вероисповедание и не принадлежность к какой-либо национальности, а только личные заслуги и достоинства человека украшают и возвышают его над окружающими.

Произведения

Избранное / Вступ. ст. и коммент. А. Гулыги. — М.: Худож. лит., 1980. — 574 с. Драмы; Басни в прозе / Вступ. ст. и сост. Н. Вильмонта.— М.: Худож. лит., 1972.— 509 с.— (Б-ка всемирн. лит.); Эмилия Галотти / Пер. П. В. Мелковой.— М.: Искусство, 1953 — 76 с. Ausgewählte Werke.- М.: Verl. für fremdspr. Lit., 1954.- 383 S.; Werke: In 3 Bd.- Leipzig: Bibliogr. Inst., 1960; Emilia Galotti: Ein Trauerspiel in 5 Aufzügen.— Leipzig: Rečiam, I960.— 80 S.; Minna von Barnhelm, oder Das Soldatenglück: Ein Lustspiel in 5 Aufzügen. — Leipzig: Rečiam, 1959.— 96 S.; Nathan der Weise: Ein dramatisches Gedicht in 5 Aufzügen.— Berlin: Volk und Wissen, 1953.— 136 S.

Литература

Фридлендер Г. Лессинг: Очерк творчества. — М.: Гослитиздат, 1957.— 240 с.; Чернышевский Н. Г. Лессинг, его время, жизнь и деятельность.— Полн. собр. соч., М., 1948, т. 4, с. 5—221. Berger K-H Gotthold Ephraim Lessing in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten.— Hamburg: Rowohlt, 1962.— 178 S.; Rilla P. Lessing und seine Zeitalter.— Berlin: Aufbau-Verl., I960.— 451 S.; Ritzel W. G. E. Lessing. — Stuttgart: Kohlhammer, 1966.— 319 S.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV