КЛЕМЕНС БРЕНТАНО (CLEMENS BRENTANO. 1778-1842)

ЛИТЕРАТУРА ГЕРМАНИИ

— родился в Кобленце в богатой купеческой семье, обучался в учебных заведениях и университетах Кобленца, Бонна, Галле, Йены, пытаясь освоить торговое и горное дело, экономику и медицину. С 1801 г. он изучал философию в Гейдельберге, где подружился с Ахимом фон Арнимом. В боды наполеоновской оккупации и освободительных войн (1806—1814) Брентано был менее других романтиков увлечен патриотическим энтузиазмом; к этому времени он — богатый наследник без определенных занятий; охота к перемене мест бросает его в Южную Германию, в Берлин, в Чехию, в Вену, потом снова в Берлин; в 1818 г. эти метания заканчиваются духовным кризисом: Брентано поселяется под Франкфуртом в католическом монастыре, где проводит оставшиеся 25 лет жизни в фанатичном служении церкви. Традиционная для всех романтиков тема несовместимости искусства и действительности нашла в жизни Брентано печальное подтверждение. Юношеская переписка Брентано с его сестрой Беттиной, тоже незаурядной писательницей («Весенний венок Клеменса Брентано», 1844), показывает, что в ранние свои годы Брентано был не чужд первоначал романтизма — веры в благотворность грядущих жизненных перемен. Напечатанный в 1803 г. роман «Годви» обнаруживает болезненную утрату этой веры, на смену которой приходит внутренний надлом, замаскированный ироническим артистизмом. Многочисленные вставные стихи в этом романе выявили выдающийся талант Брентано-лирика. Выдержанные в стиле народной песни, чрезвычайно музыкальные по своей внутренней организации, они были явлением подлинно новаторским. Именно в лирике, в ее эмоциональной непосредственности, в возрастающем трагизме образов и резкости музыкальных диссонансов особенно отчетливо дает о себе знать вызревающий в творчестве Брентано духовный кризис. Как и другие романтики, Брентано пытался противопоставить фальшивым ценностям буржуазной жизни поэзию народных истоков, — но делал это без настойчивости и убежденности, какие отличали Арнима и особенно братьев Гримм. В трехтомном собрании народных сказок, обработанных Брентано (изданы посмертно в 1846—1847 гг.), фольклорная основа растворена в игре авторской поэтической фантазии. Жанр «художественной сказки» (Kunstmärchen), начало которому положили у романтиков Тик и Новалис, у Брентано находит абсолютное завершение: в отличие от братьев Гримм и Арнима он не дорожит национальной спецификой, локальным колоритом и бытовыми подробностями. «Рассказ о честном Касперле и прекрасной Аннерль» (1818) — по существу, последнее произведение Брентано-художника — дает ясное представление о его манере: два безыскусных народных рассказа изящно объединены между собой; большая часть повествования доверена одной из его героинь, простой деревенской старухе, в образе которой выражена неутоленная тоска Брентано по нравственному здоровью народной жизни и возрастающая в его творчестве преданность католицизму. Не только трагически сломленная жизнь Брентано, но и болезненная, упоенная умиранием красота, к которой тянулось его искусство, — горькое обвинение пошлостям и уродствам современной поэту действительности.

Произведения

Избранные стихотворения.— М.: Радуга, 1986.— 126 с.; Повесть о славном Касперле и пригожей Аннерль / Пер. И.Татариновой. — В кн.: Избранная проза немецких романтиков, т. 2, М., 1979, с. 190—220; Рассказ о честном Касперле и прекрасной Аннерль / Пер. А. Алявдиной; Стихи в пер. Б.Ярхо. — В кн.: Немецкая романтическая повесть, М.; Л., 1935, т. 2, с. 139—178. Werke: In einem Bd. / Ausgew. und eingel. von K.-H. Hahn.— Berlin; Weimar: Aufbau-Verl., 1991.— XXXVII, 355 S.; Romanzen vom Rosenkranz; Gedichte / Сост., Послесл. и коммент. С. С. Аверинцева. — М.: Raduga, 1985.- 576 S.

Литература

Берковский Н. Я. Брентано. — В кн.: Берковский Н. Я. Романтизм в Германии, Л., 1973, с. 351—395; Жирмунский В. М. Религиозное отречение в истории романтизма: Материалы для характеристики Клеменса Брентано и Гейдельбергских романтиков.— М.: Сахаров, 1919.— 285 с. Enzensberger H. M. Brentanos Poetik.— München: Hanser, 1961.— 157 S.; Gajek B. Homo Poeta: Zur Kontinuität der Problematik bei Clemens Brentano.— Frankfurt a. М.: Athenäum, 1971.— 629 S.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV