АХИМ ФОН АРНИМ (ACHIM VON ARNIM. 1781-1831)

ЛИТЕРАТУРА ГЕРМАНИИ

— идейный вдохновитель гейдельбергского кружка немецких романтиков, культивировавшего возврат к народным истокам как единственную альтернативу нарождающейся в Германии буржуазности. Он учился естествознанию в Галле, Йене и Геттингене, прусским офицером участвовал в освободительной войне против Наполеона, с 1815 г. до конца дней жил почти безвыездно в своем богатом имении, постепенно отвыкая от литературных занятий и находя удовольствие в управлении семью деревнями и тысячей крепостных. Арним-прозаик сильнее, чем поэт и драматург, хотя одна из его драм — гротескная мистерия «Галле и Иерусалим» — отмечена печатью оригинальности. Самобытность национальной культуры мыслится писателем лишь в неразрывной связи с феодальным порядком, с «честностью» и «простотой» патриархальных нравов, с лицемерной «идиллией» крепостного крестьянского труда. Об упадке этих ценностей — два наиболее известных романа Арнима: «Бедность, богатство, преступление и искупление графини Долорес» (1810) и отмеченный влиянием Вальтера Скотта большой исторический роман из XVI столетия «Хранители короны» (1817; вторая часть издана посмертно в 1854 г.). С утопизмом ранних романтиков так называемой «йенской школы» Арним сознательно полемизировал, их исторический оптимизм был ему непонятен, на современность он смотрел неприязненным и скептическим взглядом, почти злорадно подмечая в ней несообразности и уродства, живоописаниями которых увлекался. Гармонические идеалы Ренессанса были ему чужды, он чтил барокко с его поэтикой кричащих контрастов и принципиальных диспропорций, по-своему тяготел и к бытовому реализму, к точности локального и национального колорита. Лучшее произведение Арнима, повесть «Изабелла Египетская, первая любовь императора Карла V» (1812), поражает именно сочетанием точности исторических деталей (повествование стилизовано под историческую хронику) и жутковатой фантастики, использующей образы городского фольклора. Как художнику Арниму вредит внутренний догматизм, нежелание исследовать современную жизнь, он довольствуется констатацией ее несовершенств и мрачным намеком на источники этих несовершенств. Он утверждает, что все зло в золоте, в продажности, но сам же говорит о бесполезности поучения. Пессимизм Арнима находит выражение прежде всего в своеобразии его юмора: это черный юмор, черпающий комизм в столкновении мирного быта с неестественными ужасами — призраками, фантомами. Новелла «Одержимый инвалид в форте Ратоно» (1818) ориентирована на описание странностей; тема религиозного исцеления в финале перекликается с событиями, анекдотическими по своей природе, повествование распадается на причудливые эпизоды. Арним, как и Клейст, — поэт анекдота, но курьез не становится у Арнима поводом и средством художественного анализа, оставаясь именно и только курьезом.

Волшебный рог мальчика (Des Knaben Wunderhorn. 1806—1808)

— сборник народных песен, изданный Ахимом фон Арнимом и Клеменсом Брентано, который сыграл в истории немецкой культуры не менее важную роль, чем знаменитые сказки братьев Гримм и собрание немецких легенд и народных книг, осуществленное Гёрресом. Как и вся фольклористская деятельность немецких романтиков, начинание Арнима и Брентано вдохновлялось отнюдь не бесспорными идеологическими предпосылками, привкус национализма (порожденного антинаполеоновским пафосом) и культ патриархальности (противопоставляемой буржуазному жизненному укладу) в сборнике ощущаются явственно. Однако фольклор оказался сильнее фольклористов. «Волшебный рог мальчика» — подлинная сокровищница немецкого народного творчества, уникальная и по объему, и по жанровому разнообразию. Наряду с тенденциозно подобранными религиозными духовными песнями XVI—XVII вв. (среди них — псалмы Лютера, католическая песня Якоба Бальде и Фридриха Шпее) в сборнике представлены песни, выражающие любовь народа к своему отечеству, солдатские песни и песни социального протеста, в которых воплощена вековая ненависть простого люда к угнетателям: феодалам и церковникам. Многие песни носят балладный характер, их герои — благородные разбойники наподобие Робина Гуда, защитники бедняков и поборники справедливости. Замечательны любовные народные песни, подлинные в своей безыскусности и отмеченные глубиной чувства. Собрания народных песен предпринимались еще в XVIII в. (наиболее известны труды Гердера и Бюргера в этой области). Обращение немецкой поэзии к эмоциональной непосредственности, песенной мелодичности, проявившееся в творчестве Уланда, Мёрике, Ленау, Кернера, Шторма, решающим образом предопределено этим сборником.

Произведения

«Волшебный рог мальчика»: Из нем. нар. поэзии / Сост., Послесл. и пер. Л.Гинзбурга.— М.: Детск. лит., 1971.— 94 с.; Изабелла Египетская / Пер. М.Петровского.— В кн.: Немецкая романтическая повесть, М.; Л., 1935, т. 2, с. 11 — 137; Одержимый инвалид в форте Ратоно / Пер. И.Татариновой.— В кн.: Избранная проза немецких романтиков, т. 2, М., 1979, с. 168—189. Werke: In einem Bd. / Ausgew. und eingel. von K.-H.Hahn.— Berlin; Weimar: Aufbau-Verl., 1981.— XLVI, 421 S.; Die Erzählungen und Romane: In 3 Bd. / Hrsg. von H.-G. Werner. — Leipzig: Insel-Verl., 1981-1982; Arnim A. v., Brentano C. Des Knaben Wunderhorn.— 2. Aufl.— Berlin: Verl. der Nation, 1974 - 400 S.

Литература

Берковский Н Я. Арним.— В кн.: Берковский Н.Я. Романтизм в Германии, Л., 1973, с. 324—350; Жирмунский В. М. Религиозное отречение в истории романтизма: Материалы для характеристики Клеменса Брентано и Гейдельбергских романтиков.— М.: Сахаров, 1919 — 285 с. Rudolf G. Studien zur dichterischen Welt Achim von Arnims. — Berlin: Grayter, 1958.— 171 S.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV