Наши партнеры

inflatable castle
Беспроцентные кредиты

ГЕНРИХ ГЕЙНЕ (HEINRICH HEINE 1797-1856)

ЛИТЕРАТУРА ГЕРМАНИИ

— поэт, сочетавший в своем даровании глубокий и тонкий лирический талант с публицистической страстностью. Родился в небогатой еврейской семье в Дюссельдорфе. Окончив лицей, Гейне некоторое время занимался в коммерческой школе, изучал ведение банковских и торговых операций. Затем он переселился в Гамбург в дом своего дяди, богатого банкира, и на долгие годы связал свою жизнь с зависимостью от гамбургского миллионера. В 1818 г. появились первые стихи поэта. В 1819 г. он поступил на юридический факультет университета в Бонне и, по обычаю того времени, проходил курс не в одном, а в нескольких городах, слушая лекции выдающихся ученых (в Геттингене — А. В. Шлегеля, в Берлине — Гегеля, с которым Гейне познакомился лично в 1821 г.). Город Дюссельдорф, родина поэта, находился в непосредственной близости от французской (рейнской) границы Германии, поэтому политические и социальные завоевания Великой французской революции стали впечатлениями ранней юности поэта и поддерживали его оппозиционные настроения и в период Реставрации. С начала 1820-х гг. Гейне выступает в печати. В Берлине начинается систематическая литературная деятельность поэта; в издательстве Маурера издается книга «Стихотворения Гейне», вошедшая затем в «Книгу песен». В 1823—1824 гг. он много путешествует по Германии и Италии, предпринимает путешествие по Гарцу. Впечатления, наблюдения, исторические реминисценции путешествия стали образами его книги «Путевые картины». Второй этап творческого пути Гейне начинается с 1830-х гг. Проявивший в юности живейший интерес к революционным событиям эпохи, Гейне откликнулся на Июльскую революцию 1830 г. самым непосредственным образом — отправился в Париж, чтобы принять в ней участие. Репрессии и преследования, которым он, как многие представители прогрессивной мысли, подвергался на родине, заставили поэта принять решение навсегда остаться во Франции. С конца 1830-х гг. намечается перелом в эволюции творчества Гейне. Его публицистическая проза («Людвиг Берне», «Лютеция») отмечена глубоким анализом общественной обстановки в Европе, в поэзии преобладают политические темы («Современные стихотворения», «Германия. Зимняя сказка»). Последний период творчества идейно связан с поражением революции 1848 г. и тяжелым недугом, лишившим Гейне возможности двигаться, видеть и слышать. В лирике 1848—1856 гг. («Романсеро»), в публицистике, в работе над автобиографией поэт стремится осмыслить трагический опыт тех лет. С гордостью носивший звание романтического поэта, Гейне глубже других немецких писателей осознал закономерность заката романтизма и стал одним из зачинателей критического реализма в немецкой литературе. На протяжении всего творческого пути реализм и романтизм тесно переплетались в его поэтике. Своеобразие таланта Гейне определяется прежде всего бурным становлением нового века, начало которому положила Великая французская революция. Гейне, раньше других постигший смысл диалектики Гегеля, был одним из мыслителей и политических лириков, подошедших уже в 40-х гг. XIX в. к пониманию исторической роли трудящегося класса. Как бы ни был сложен трагический путь Гейне, какие бы горькие ноты ни звучали в его песнях, он действительно мог сказать о себе: «Я — меч, я — пламя». Великий лирик, пламенный публицист, беспощадный сатирик, он вписал новую главу в историю мировой поэзии XIX в.

Книга песен (Buch der Lieder. 1827)

— первый стихотворный романтический сборник Гейне, состоит из ряда циклов: «Юношеские страдания», «Лирическое интермеццо», «Возвращение на родину», «Северное море». Это лирический Дневник, где в поэтических образах запечатлены горести и радости юности. В «Книге песен» мы находим и прекрасные лирические стихи («Утром я встаю, гадаю...», «Положи мне руку на сердце, ДРУГ», «Чудесным светлым майским днем»), и философские раздумья («На севере диком стоит одиноко», «Довольно, пора мне забыть этот вздор...»), и замечательные баллады («Лорелей»), и политические стихи («Фреско-сонеты Христиану Зете»), ставшие украшением немецкой поэзии. По существу, «Книга песен» — лирический вариант истории молодого человека XIX ст. Гейне открыл новые пути развития немецкой лирики. Композиция сборника и место каждого стиха в его общем составе тщательно продуманы. Непосредственность чувства привлекла к книге внимание композиторов: многие стихотворения были положены на музыку.

Путевые картины (Reisebilder 1824—1831)

— сборник прозы, состоящий из отдельных произведений в форме путевых заметок, дневников, воспоминаний. Проза Гейне блестяща, пародийно остроумна, глубоко лирична, изобилует неожиданными ассоциациями, ибо в остроте изложения поэт видел серьезное оружие художника-публициста. Книга включает следующие разделы: «Путешествие по Гарцу», «Идеи. Книга Ле Гран», «Италия», «Английские фрагменты». «Путешествие по Гарцу» — описание путешествия в горы студента Гейне во время летних каникул. Здесь нет еще прямого призыва к революционной борьбе, но критика немецкого духовного убожества и филистерства объективно наталкивает на мысль о необходимости поисков путей к этой борьбе. Поэт рисует сатирические картины провинциальных немецких городков, высмеивает мещанский быт и псевдонауку, процветающую в университетских захолустьях, противопоставляет серому существованию узколобых мещан великолепие природы, ее спокойное величие и трудовую жизнь скромных обитателей горных деревень. Проза «Путешествия» перемежается стихами, написанными в форме народных песен, сказаний, баллад, придающих поэтическую окраску этому остросатирическому очерку. «Идеи. Книга Ле Гран» — повествование о французской революции и наполеоновских походах, облеченное в форму беседы поэта с любимой женщиной. Чтобы развлечь прекрасную даму, поэт рассказывает ей забавные, причудливые и романтические истории, пересыпанные резкими выпадами против феодальной реакции. Основу рассказов составляют воспоминания о детстве, о Наполеоне, в котором Гейне хочет видеть только продолжателя революции, перевернувшего старый порядок в завоеванных им немецких землях. В центре повествования — французский барабанщик Ле Гран, образ которого воспринимается как символ французской революции 1789—1793 гг. Цикл «Италия» («Путешествие от Мюнхена до Генуи», «Луккские воды», «Город Лукка») — описание современной Гейне Италии, ее политического устройства, архитектуры и искусства. Особенно удачны картины народной жизни. Гейне вводит в текст, посвященный Италии, и исторические наблюдения общего характера, и философские размышления о выдающихся событиях своего времени, и резкую полемику со своими политическими и литературными противниками. «Английские фрагменты»

— заметки, написанные Гейне в результате его поездки в Англию. Гейне дал реалистически верные зарисовки английской действительности: картины жизни аристократии, среднего класса, пролетариата. Он показал резкий контраст между миром нищеты и богатства.

Атта Тролль (Atta Troll. 1843)

— сатирическая поэма, написана в духе комического «животного эпоса» и направлена против немецких мешан и невежд, которые ненавидят прогресс, завидуют уму и таланту и выдают себя за либералов и социалистов, будучи на деле тупыми националистами. Гейне повествует о похождениях бурого медведя Атта Тролля и его семейства. Забавный Атта Тролль становится чудовищно страшным, когда в нем проглядывает становящийся человеконенавистником взбесившийся мещанин. Поэма сложна по форме и представляет собой соединение романтической фантазии и гротеска с остросатирической, реалистической трактовкой современности. Написанная точным и выразительным стихом, она полна злободневных споров о действительности тех лет, когда начался революционный подъем, предшествовавший волне европейских революций 1848 г.

Германия. Зимняя сказка (Deutschland. Ein Wintermärchen. 1844)

— произведение, ставшее вершиной политической лирики Гейне в преддверии революционных событий 1848 г. и проникнутое духом бодрости и радости, которые испытывал Гейне, видевший приближение революции. Поэма возникла в годы дружбы поэта с К. Марксом, который отнесся к ней с горячим интересом и одобрением. Сюжет поэмы — поездка Гейне из Парижа в Берлин. После тридцатилетнего отсутствия Гейне воспринимает немецкую действительность с особой остротой. Он видит политическую отсталость раздробленной страны, высмеивает порядки, царящие в феодальной Германии. Беспощадно обличаются в поэме дворянство, столп политической отсталости страны, стяжательство и корыстолюбие буржуазии, церковь, которая стремится отвлечь народ от политической борьбы. С особым гневом Гейне наносит удары по прусскому милитаризму, предостерегая против него всю немецкую нацию. Поэт с горечью отмечает: его родина и в сороковые годы все еще находится в объятиях зимнего сна. Он напоминает немцам о том, что вся Европа «помолвлена с гением свободы» и немецкому народу давно пора проснуться.

Современные стихотворения (Zeitgedichte. 1839—1846)

- большой цикл отточенных по форме и глубоких по содержанию политических стихотворений, которые являются образцом публицистической, революционной лирики. Среди лучших произведений сборника — стихотворения «Доктрина» (в нем Гейне называет себя барабанщиком революции); «Новый Александр», направленное против прусского короля; «Силезские ткачи», написанное непосредственно после восстания ткачей в 1844 г.; «Подкидыш» — сатирическое изображение Пруссии. В этом сборнике Гейне выступает как ведущий поэт революционного поколения 40-х гг. XIX в.

Романсеро (Romanzero. 1851)

— книга стихов, созданных Гейне в конце 1840-х гг., свидетельствует о росте его реалистического и сатирического мастерства. Состоит она из трех разделов: «Истории», «Сетования» и «Еврейские мелодии». Большинство стихотворений выдержаны в форме сюжетно-балладного повествования на исторические темы, однако в том, как раскрывает Гейне их историческое и философское содержание, легко угадывается живой отклик поэта на политические события современности.

Произведения

Собрание сочинений: В 10 т. / Под общ. ред. Н.Я. Берковского и др.; Вступ. ст. Д.Заславского.— Л.: Гослитиздат, 1956—1959; Собрание сочинений: В 6 т. / Под общ. ред. А.Дмитриева и др.— М.: Худож. лит., 1980—1983; Избранные сочинения / Сост., вступ. ст. и примеч. А.Дмитриева.— М.: Худож. лит., 1989.— 701 с.; Атта Тролль; Сон в летнюю ночь / Пер. П. М. Карпа; Ст. Н.А.Жирмунской.— Л.: Наука, 1978.— 160 с.— (Лит. памятники); Германия. Зимняя сказка / Пер. В. Левика. — М.: Худож. лит., 1971,— 137 с.; Книга песен / Сост. и вступ. ст. Н.Я. Берковского. — М.: Гослитиздат, 1956.— 203 с.; Лирика / Сост., вступ. ст. и примеч. И. Миримского.— М.: Гослитиздат, 1963.— 214 с.— (Сокровища лир. поэзии); Путевые картины / Вступ. ст. Я. Металлова.— М.: Гослитиздат, 1937.— 595 с.; Стихотворения; Поэмы; Проза / Вступ. ст. Г.Кауфмана.— М.: Худож. лит., 1971.— 799 с.— (Б-ка всемирн. лит.). Ausgewählte Werke: In 2 Bd.- М.: Verl. f. fremdspr. Lit., 1949-1951; Werke und Briefe: In 10 Bd. / Hrsg. von H.Kaufmann.- Berlin: Aufbau-Verl., 1961-1964; Atta Troll.- Leipzig: Rečiam, 1962.-88 S.; Buch der Lieder.— Weimar: Volksverl., 1956.— 226 S.; Deutschland. Ein Wintermärchen.— Berlin: Aufbau-Verl., 1946.- 112 S.; Reisebilder.- Berlin; Weimar: Aufbau-Verl., 1966.— 575 S.

Литература

Гейне в воспоминаниях современников / Сост., Предисл. А.Дмитриева.— М.: Худож. лит., 1988. — 547 с.; Гиждеу С. Генрих Гейне: Очерк жизни и творчества. — М.: Худож. лит., 1964. — 238 с.; Дейч А. Поэтический мир Генриха Гейне.— М.: Гослитиздат, 1963.— 444 с.; То же.— В кн.: Дейч А. И. Судьбы поэтов, М., 1974, с. 113—574; Дмитриев A.C. Генрих Гейне.— М.: Учпедгиз, 1957.- 112 с.; Шиллер Ф. П. Генрих Гейне.- М.: Гослитиздат, 1962.- 367 с. Brinitzer С. Heinrich Heine: Roman seines Lebens.— Hamburg: Hoffmann u. Campe, I960.— 594 S.; Futterknecht F. Heinrich Heine: Ein Versuch.- Tübingen: Niemeyer, 1985.- 369 S.; Höhn G. Heine-Handbuch: Zeit, Person, Werk.— Stuttgart: Metzler, 1987.— XV, 446 S.; Kaufmann H. Heinrich Heine: Geistige Entwicklung und künstlerisches Werk. — 2. überarb. Aufl.— Berlin; Weimar: Aufbau-Verl., 1970.- 290 S.

Вернуться к оглавлению