Наши партнеры

inflatable gym mat
Беспроцентные кредиты

ГЕОРГ БЮХНЕР (GEORG BÜCHNER. 1813-1837)

ЛИТЕРАТУРА ГЕРМАНИИ

— драматург и прозаик. Выходец из семьи дармштадтского врача-хирурга. В 1831 г. поступил на медицинский факультет Страсбургского университета, два года спустя вернулся в Германию, продолжив образование в местном университете в Гисене. В мировоззрении Бюхнера революционные идеи, вплоть до убежденности в необходимости насилия и обращения за поддержкой к народу, сочетались с ощущением «дьявольского фатализма истории» (слова Бюхнера из письма к невесте) — и собственной обреченности тоже. Результатом первого стала организация им в 1834 г. в Гисене «Общества прав человека», в которое вошли наиболее радикально настроенные студенты. Несколько месяцев спустя Бюхнер наладил контакты с уже существовавшей в Гессенском княжестве подпольной организацией либералов-конституционалистов. Бюхнер был автором послания к гессенским крестьянам, так называемого «Гессенского сельского вестника» (1834) — беспрецедентного в немецкой политической публицистике документа. Организацию предал провокатор, но крестьяне и сами приносили в полицию подброшенные им экземпляры «Вестника». Многие из сподвижников Бюхнера были арестованы, он же успел бежать в Страсбург, затем перебрался в Цюрих, где в 1836 г. Цюрихский университет присвоил ему степень доктора философских наук за биологическое исследование, построенное на тезисе о единстве всего органического мира. Там же, в Цюрихе, он скоропостижно скончался. За свою короткую жизнь он написал драму «Смерть Дантона» (1835), комедию «Леоне и Лена» (1836; опубл. с цензурными купюрами, 1850; полн. опубл. 1879), неоконченную драму «Войцек» (1836—1837; опубл. 1879) и повесть «Ленц» (1835; опубл. 1839). Комедия «Леоне и Лена», формально — пародия-подражание комедии К. Брентано «Понс де Леон» (1801), в действительности представляет собой, по выражению А. Карельского, «монолог романтического мировоззрения... нечто вроде грандиозного «капустника» на романтические темы». Повесть посвящена Я. М. Р. Ленцу, поэту, драматургу и прозаику, чьи взгляды были близки воззрениям самого Бюхнера и чья трагическая судьба была ему небезразлична. В ней Бюхнер формулирует свое кредо; «Господь Бог создал мир таким, каким ему надобно быть, и нам, пачкунам, не придумать ничего лучшего, все наше рвение должно состоять в том, чтобы хоть немного уловить Его замысел... Художник должен проникнуть в жизнь самых малых и сирых, передать ее во всех наметках, проблесках, во всей тонкости едва приметной мимики». Эту задачу Бюхнер пытался воплотить в своем последнем произведении — драме «Войцек», описывающей горестную судьбу цирюльника — забитого, почти бессловесного, всеми презираемого и осмеиваемого; герой, потрясенный изменой любимой женщины, решается на бунт — на убийство. Сцены помрачения и безумства Войцека оказывают значительно более сильное эмоциональное воздействие, чем самые проникновенные и логически убедительные строки бюхнеровской прокламации. Все художественные произведения Бюхнера имеют документальную либо литературную первооснову, в том числе и самое его знаменитое сочинение — «Смерть Дантона».

Смерть Дантона (Dantons Tod. 1835)

— драма из времен Великой французской революции, продиктованная глубочайшим разочарованием Бюхнера в революции вообще; поэтому события, происходившие в Париже за сорок лет до того, предстают в пьесе как чудовищный гиньоль: сочетание аморализма, безнравственности, высокопарной лжи, оправдывающей любые злодеяния, жестокости и убийства, — и слепой воли толпы, представленной как явная чернь, которую ничего не стоит повести за собой, посулив химерические блага в будущем, но бросая при этом на алтарь ее непомерной жажды крови все новые и новые жертвы. В характере же самого Дантона Бюхнер запечатлел многое из того, что ощущал в этот момент сам, — обреченность, безразличие к собственной судьбе, осознание, что кровь влечет за собой только новую кровь, и понимание фатальной замкнутости круга насилия. При невероятном обилии действующих лиц каждый участник этой драмы обрисован скупо, но точно, абсолютно индивидуализированно: фанатик Робеспьер, юный маньяк Сен-Жюст, трогательный Демулен. Важная роль в развитии сюжета принадлежит персонажу явно выдуманному, по имени Симон, чья профессия обозначена в списке действующих лиц как «суфлер». В этом сказалась не только горечь, оставшаяся у Бюхнера после предательства гессенских крестьян, но и его неприязненное отношение к театру, в котором виделись ему одни лишь «топорные суррогаты», но не «подлинная жизнь». Грандиозный накал страстей, мощные массовые сцены и проникновенные монологи, произносимые героями наедине с самими собой, — в сочетании с иронической остраненностью Дантона — придают пьесе своеобразную целостность и драматизм. А провидческое осознание Бюхнером истинной сути революции как дьявольской смеси кликушества и кровавого террора сделали ее воистину пьесой на все времена.

Произведения

Пьесы; Проза; Письма / Вступ. ст. и коммент. А. В. Карельского; Пер. под ред. А. В. Карельского.— М.: Искусство, 1972.— 382 с.; Сочинения / Пер. Е.Т.Рудневой; Вступ. ст. А. К. Дживелегова; Коммент. А. И. Рубина. - М.; Л.: Academia, 1935. - 394, [5] с. Werke und Briefe: Gesamtausgabe / Hrsg. von F. Bergmann.— Frankfurt a. М.: Insel-Verl 1962 — 682 S.

Литература

Таран-Зайченко П. Георг Бюхнер: (К 150-летию со дня рождения).— М.: Знание, 1963.— 32 с.; Тураева Э.Я. К вопросу о реализме Бюхнера.— Научн. докл. высш. шк. Филол. науки, 1961, № 3, с. 149-157. Hinderer W. Büchner: Kommentar zum dichterischen Werk.— München: Winkler, 1977.— 283 S.; Kobel E. Georg Büchner: Das dichterische Werk.— Berlin; New York: De Gniyter, 1974.— 337 S.; Mayer H. Georg Büchner und seine Zeit.— Berlin: Auibau-Verl, I960.— 507 S.

Вернуться к оглавлению