Наши партнеры

модели
Беспроцентные кредиты

ТЕОДОР ШТОРМ (THEODOR STORM. 1817-1888)

ЛИТЕРАТУРА ГЕРМАНИИ

— новеллист второй половины XIX в., был типичным представителем так называемого регионального направления (областничества) в немецкой литературе. Для писателей-областников характерны изображение жизни отдельных регионов Германии, воспевание патриархального быта, неприятие жизни промышленных городов, пристальное внимание к душевному миру маленького человека, любование милыми сердцу мелочами. Адвокат по образованию, Шторм принимал участие в политической жизни и приветствовал революцию 1848 г. Но, как и многие немецкие интеллигенты, после поражения революции довольно скоро отошел от общественной жизни. Писатель становится выразителем идеи провинциальной обособленности, тихого уюта, семейного очага. Созерцательность, идеализация патриархального прошлого, меланхолическая грусть — характерные черты творчества «областнических реалистов» — в полной мере присущи и Шторму. Шторм известен не только как прозаик, но и как одаренный поэт, широко использовавший в своих стихах традиции народной песенной поэзии. Сборник его лирики, вышедший в 1852 г., включал такие стихи, как «Элизабет», «Песенка уличной арфистки», «Соловей», «Прошло время» и др., ставшие впоследствии народными песнями.

Иммензее (Immensee. 1849)

— новелла, в которой намечены основные темы многих произведений Шторма — детская привязанность, перешедшая в любовь, разлука, грусть о несостоявшемся счастье, тоска о настоящих человеческих чувствах. Рейнгард и Елизавета растут вместе в маленьком городке. Рейнгард сочиняет стихи и волшебные сказки. Он уезжает учиться в университет, и Елизавета ждет его, но вскоре, уступая желаниям матери, выходит замуж за другого. Ее муж — богатый владелец имения возле озера Иммензее. Это человек, лишенный душевной чуткости и тонкости, и Елизавета с ним глубоко несчастна. Проходят годы, возвращается Рейнгард. Он и Елизавета по-прежнему любят друг друга, но в их судьбах уже ничего нельзя изменить.

Поль-кукольник (Pole Poppenspäler. 1873-1874)

— новелла, в которой с особой отчетливостью звучит столь излюбленная Штормом тема чистоты постоянства и глубины чувства. Почтенные ремесленники, живущие в труде и довольстве, вспоминают свои молодые годы. Вспоминают они и бродячий кукольный театр, произведший такое огромное впечатление на Пауля Паульсена, от лица которого ведется рассказ. Пауль — тогда он был маленьким мальчиком — подружился с дочерью кукольника, хорошенькой Лизль. Проходит двенадцать лет. Подмастерье Пауль опять встречается с Лизль, однако в трагическую для нее минуту: отец Лизль безвинно попал в тюрьму, она остается одна, без пристанища, в чужом городе. Пауль восстанавливает справедливость, женится на Лизль и берет в свой дом ее отца.

Всадник на белой лошади (Der Schimmelreiter. 1888)

— лучшая новелла Шторма, в жанровом отношении близка к повести. В ней с особенной полнотой проявилось мастерство автора — бытописателя и тонкого психолога. Шторм создает образ человека из народа, сильного, воодушевленного заботой об общественном благе и погибающего в столкновении с косной и темной средой. Название повести связано с легендой о всаднике на белом коне, которую Шторм использует в качестве обрамляющего рассказа. Этот стилистический прием Шторм применяет достаточно часто. Хаук Хайен, сын бедных крестьян, самоучка, становится строителем плотины в родной деревне. Он отдает этому делу всю энергию, мечтая уберечь односельчан от наводнений, но наталкивается на сопротивление корыстных и тупых руководителей общины. Плотина еще не достроена, когда на море разыгрывается небывалой силы буря. Крестьяне по приказу совета общины разбирают сооружение Хаука. Тщетно пытается он удержать их от безумной затеи. Море прорывает старую плотину, и в его волнах тонут жена и ребенок Хаука. Вслед за ними погибает и сам Хаук, ставший жертвой невежества, корыстолюбия и злобы.

Произведения

Новеллы: В 2 т. / Сост., вступ. ст. и примеч. Е. П. Брандиса. — М.: Худож. лит., 1965. Werke: In 2 Bd. / Ausgew. und eingel. v. P. Goldammer.— Berlin; Weimar: Volksverl., 1965; Immensee (und andere Novellen).— Berlin: Neues Leben, 1963.— 351 S.; Pole Poppenspäler: Erzählungen.— Leipzig: Insel-Verl., 1954.— 71 S.; Der Schimmelreiter: Novelle,— Berlin; Weimar: Aufbau-Verl., 1964.— 150 S.

Литература

Манн Т. Теодор Шторм.— В кн.: Манн Т. Собрание сочинений: В 10 т., т. 10, М., 1961, с. 14—36. Böttger F. Theodor Storm in seiner Zeit.— Berlin: Verl. d. Nation, 1958.— 399 S.; Goldammer P. Theodor Storm. Eine Einl. in Leben und Werk.— Leipzig: Reclam, 1968.— 244 S.; Schuster I. Theodor Storm: Die zeitkrit. Dimension seiner Novellen.— 2. Aufl.— Bonn: Bouvier, 1985.— 198 S.

Вернуться к оглавлению