ГЕРХАРТ ГАУПТМАН (GERHART HAUPTMANN. 1862-1946)

ЛИТЕРАТУРА ГЕРМАНИИ

— родился в Силезии, детство провел в родной деревне, был знатоком своего края, его людей, быта и языка. Рано проявил склонность к литературе и изобразительным искусствам и вначале хотел быть скульптором. Творческий путь Гауптмана был чрезвычайно сложен. В 1880—1890 гг. он возглавил натуралистическую школу в Германии, а в годы Первой мировой войны поддался влиянию шовинистской и милитаристской пропаганды. Печать натурализма лежит на большинстве его произведений, тем не менее в лучших из них имеются чрезвычайно яркие картины того времени. Дарование Гауптмана многообразно. Он был талантливым прозаиком, автором повестей и романов, поэтом, который уже на склоне лет писал яркие стихи. Но мировую известность писатель завоевал прежде всего как драматург. На рубеже двух столетий его пьесы шли на сценах всего мира. Многие из них были очень популярны и в России. Выступив создателем социальной драмы в Германии, Гауптман-драматург встретил горячее признание Чехова, Станиславского. Художественный театр с большим успехом осуществил ряд постановок его пьес. В конце 1930-х гг. Гауптман написал пьесы, направленные против фашизма («Перед заходом солнца», «Тьма»). Гауптман был новатором в области формы, стиля и языка, демократизировал немецкую драматургию и поэзию, изображал в своих произведениях жизнь социальных низов, смело пользуясь народным языком.

Перед восходом солнца (Vor Sonnenaufgang. 1889)

— пьеса, действие которой разыгрывается в силезской деревне. Акционерная компания, обнаружив здесь богатые залежи угля, скупила у крестьян землю. В деревне начинается разложение, повальное пьянство. Елена Краузе, дочь местного богача, вернувшись из закрытого пансиона, где она воспитывалась, не может примириться со всеобщим растлением. Все надежды на спасение она возлагает на человека, в которого верит, — журналиста Лотта. Он обещает увезти ее и начать новую разумную жизнь. Однако, узнав, что родители Елены алкоголики, Лотт покидает ее; девушка кончает с собой. В этой пьесе сказалась натуралистическая теория Гауптмана, согласно которой именно наследственность является решающей в развитии личности и в поведении человека. Автор с большой изобразительной силой показал расслоение немецкой деревни, бесчеловечную эксплуатацию рабочих в угольной промышленности. На этом фоне с особой отчетливостью воспринимается трагедия человека, ставшего жертвой темного мира.

Ткачи (Die Weber. 1892)

— драма, написанная в период, когда вопросы рабочего движения особенно интересовали Гауптмана. Действие пьесы развивается в самом начале пролетарского движения в Германии. В пьесе изображено восстание силезских ткачей, которое произошло в 1844 г. и привлекло пристальное внимание Маркса и Энгельса. Ткачи-надомники, доведенные почти до голодной смерти, поднимаются на борьбу. Словно лавина, обрушивается их гнев на хозяев. Восстание стихийно растет, вовлекая все новые массы участников, и постепенно охватывает всю округу. Необыкновенно выразителен созданный воображением драматурга образ фабриканта-хищника Дрейсигера и потрясающие своей правдивостью образы рабочих.

Потонувший колокол (Die versunkene Glocke. 1896)

— пьеса-сказка в стихах. Ее главный герой — литейщик Генрих отлил колокол, равного которому нет в мире. Во время катастрофы колокол падает на дно лесного озера, а мастер Генрих оказывается во власти феи Раутенделейн, которая уводит его из «низины» в горы, к вольной жизни и вдохновенному творчеству. Однако мастер Генрих не может уйти от привычной обстановки и Привязанностей и мечется между «низиной» и «вершиной» до тех пор, пока не погибает. В этой пьесе Гауптман использовал мотивы национального фольклора — сказки, предания, поверья. Но сквозь ее фантастическую оболочку проступают и реальные, конкретные приметы времени: разброд, шатания и настроения декаданса, которые царили среди немецкой интеллигенции конца прошлого века.

Перед заходом солнца (Vor Sonnenuntergang. 1932)

- драма, написанная накануне прихода к власти в стране фашистов, в которой «семейная» трагедия ее героев тесно соприкасается с — и определяется — трагедией исторической, неотвратимо надвигавшейся на Германию. Тайный советник Маттиас Клаузен — владелец крупнейшего издательского предприятия. Это человек большой культуры, тонкий ценитель искусства, поклонник красоты. Клаузен вкладывает в свою деятельность определенные просветительские и гуманистические задачи. Но эта деятельность начинает приобретать все более чуждый и неприемлемый для Клаузена характер, когда он берет в компаньоны своего зятя Кламрота, дельца «новой», фашистской формации, который подчиняет своему влиянию детей Клаузена. Чувствуя себя все более одиноким в семье, Клаузен находит новое содержание жизни, полюбив молоденькую Инкен. Боясь, что отец женится и от этого пострадают их имущественные интересы, дети Клаузена, подстрекаемые Кламротом, объявляют отца сумасшедшим, отстраняют от дел и устанавливают над ним опеку. Маттиас принимает яд и умирает. Смерть Клаузена как бы символизирует гибель культуры и гуманизма под натиском бесчеловечных сил фашизма. По глубине философского содержания и разработке характеров, по драматизму положений и реалистичности изображения действительности эта пьеса — одна из вершин гауптмановской драматургии.

Произведения

Полное собрание сочинений: В 14 т — М.: Саблин, 1911 — 1912; Атлантида: Роман; Вихрь призвания: Роман; Новеллы / Сост., вступ. ст. А.Русаковой.— Л.: Худож. лит., 1982.— 602 с.; Пьесы: В 2 т.— М.: Искусство, 1959.— (Б-ка драматурга); Перед заходом солнца / Пер. М.Левиной; Послесл. А. Дымшица. — М.: Искусство, 1955.— 108 с. Ausgewählte Werke: In 8 Bd. / Hrsg. v. H. Mauer. — Berlin: Aufbau-Verl., 1962; Die versunkene Glocke. — In: Hauptmann G.Werke, Salzburg, 1956, Bd. l, S. 491-565; Vor Sonnenaufgang.- М.: Verl. f. fremdspr. Lit., I960.- 157 S.; Vor Sonnenuntergang.- М.: Verl. f. fremdspr. Lit., I960.- 157 S.; Die Weber.- Berlin; Weimar: Aufbau-Verl., 1970.- 127 S.

Литература

Герхарт Гауптман: Библиогр. указ. рус. пер. и критич. лит. на рус. яз. (1891 — 1983) / Сост. А.А.Волгина.— М.: Книга, 1985.— 166 с.; Сильман Т. Гергарт Гауптман, 1862—1946.— Л.; М.: Искусство, 1958.— 122 с. Heuser F. W. J. Gerhart Hauptmann. Zu seinem Leben und Schaffen.— Tübingen: Niemeyer, 1961.— 288 S.; Hilscher E. Gerhart Hauptmann.— Berlin: Verl. der Nation, 1969.— 661 S.; Leppmann W. Gerhart Hauptmann: Leben, Werk und Zeit.— Frankfurt a. М.: Fischer, 1989.— 415 S.; Mann Th. Gerhart Hauptmann und sein Werk.— Gütersloh: Berteismann, 1953.— 46 S.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV