АЛЬФРЕД ДЁБЛИН (ALFRED DÖBLIN. 1878-1957)

ЛИТЕРАТУРА ГЕРМАНИИ

- прозаик, эссеист, врач-психиатр. В романах писателя, тяготевшего к крупным эпическим формам, судьбы конкретных людей соотнесены с масштабными картинами природных и исторических изменений. Человек и власть, противостояние нравственному и социальному злу, дух и материя — вот круг проблем, к которым Деблин возвращался от произведения к произведению, вопреки характерным для него сменам общественной и мировоззренческой ориентации (от увлечения революционной борьбой и приверженности социал-демократическим идеалам — к переходу в католичество). Обращаясь в своих романах к реалиям китайской истории («Три прыжка Ван-Луна», 1915), к Тридцатилетней войне («Валленштейн», 2 тома, 1920), к размышлениям о далеком будущем человечества («Горы, моря и гиганты», 1924, сокращенный вариант — «Гиганты», 1932), к завоеванию европейцами Южной Америки (трилогия «Амазонки»: «Страна бессмертия», 1937; «Голубой тигр», 1938; «Новый первобытный лес», 1948), Деблин всякий раз раскрывает судьбы своих героев в столкновении с широким полем действительности — реальной или вымышленной, утопической. Его талант с одинаковой силой проявляет себя и в фантастических видениях будущего, и в панорамных исторических фресках, и в романе из жизни городского дна («Берлин, Александерплац», 1929). Значительное место в творчестве Деблина занимает тетралогия о немецкой революции «Ноябрь 1918» («Граждане и солдаты в 1918 г.», 1938; «Народ, который предали», 1938; «Возвращение фронтовиков», 1949; «Карл и Роза», 1950), в которой отразились как симпатии писателя к тем, кто боролся за социальную справедливость, так и его неискоренимые сомнения в нравственно-этическом обосновании кровавых катаклизмов.

Берлин, Александерплац. История Франца Биберкопфа (Berlin Alexanderplatz. Die Geschichte von Franz Biberkopf. 1929)

— роман, в котором техника литературного монтажа соотносится с техникой «овеществленного» потока сознания: Берлин конца 1920-х гг. предстает во всем калейдоскопическом многообразии жизни большого города и его обитателей. Вышедший из тюрьмы бывший рабочий Франц Биберкопф, отсидевший четыре года за убийство любовницы и мечтающий покончить с прошлым и начать «правильную» жизнь, вопреки желанию втягивается в дела воровской шайки и едва не гибнет от рук своих новых «друзей». В романе чувствуется приближение трагической катастрофы, грозовая атмосфера дает о себе знать не только в стремительно растущей преступности, но и в пугающей индифферентности обывательской массы, жаждущей «порядка» и «сильной руки». И все же контрапунктом к мысли о ничтожестве и тщете человеческих усилий звучит мотив ответственности за творимое в мире зло («Надо быть начеку, постоянно быть начеку, в мире что-то как будто готовится»).

Произведения

Берлин, Александерплац. Повесть о Франце Биберкопфе / Пер. Г. А. Заккау; Предисл. Л.Копелева.— М.: Гослитиздат, 1961.— 534 с.; Гамлет, или Долгая ночь подходит к концу / Пер. Л.Черной; Предисл. Д. Затонского. - М.: Худож. лит., 1983.- 573 с. Ausgewählte Werke in Einzelbänden: Bd. 1 — 12 / Hrsg. von W. Muschg. — Olten-Freiburg in Breisgau: Walter, I960; Berlin Alexanderplatz.- Berlin: Rütten & Loening, 1965.- 523 S.; Hamlet oder Die lange Nacht nimmt ein Ende.— Berlin: Rütten & Loening, I960.— 541 S.; November 1918. Romantetralogie: Bd. 1-4.- Berlin: Rütten & Loening, 1981.

Литература Keller O. Doblins Montageroman als Epos der Moderne. — München: Fink, 1980. — 283 S.; Links R. Alfred Döblin. Leben und Werk. - Berlin: Volk u. Wissen, 1976. - 227 S.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV