Наши партнеры

модели
Беспроцентные кредиты

ЛИОН ФЕЙХТВАНГЕР (LION FEUCHTWANGER. 1884-1958)

ЛИТЕРАТУРА ГЕРМАНИИ

- родился в Баварии в буржуазной семье. Окончил университет, где занимался германистикой, историей и философией, древними и современными языками. Мировоззрение будущего писателя сложилось под влиянием учений Ницше, Кроче и Спенсера. Фейхтвангер принял некоторые положения их социологических теорий, в частности, мысль Спенсера о том, что недостатки общественного строя в значительной мере определяются врожденными пороками человека. Фейхтвангер начал писать до Первой мировой войны: его первые произведения — рассказы, но известность ему принесла драма «Уоррен Гастингс» (1916). Позднее она была переработана совместно с Б. Брехтом и получила название «Калькутта 4 мая» (1925). Затем были написаны драмы «Тысяча девятьсот восемнадцатый» и «Коричневые острова» (1927). Участник Первой мировой войны и свидетель поражения весной 1919 г. Баварской Советской Республики, Фейхтвангер в своих произведениях, главным образом исторических романах, обращается к острым социальным проблемам («Томас Вендт», 1919; «Безобразная герцогиня», 1923; «Еврей Зюсс», 1925). Роман «Успех» (1930) был первым значительным художественным произведением о фашизме. После прихода к власти гитлеровцев Фейхтвангеру пришлось эмигрировать. В изгнании он активно включился в борьбу против фашизма. В это время вышли его антифашистские романы «Семья Оппенгейм» (1933), «Лже-Нерон» (1936), «Изгнание» (1940). «Лже-Нерон» — острейшая сатира на фашизм. Роман посвящен событиям, развернувшимся в римских колониях 1 в. н. э. Историческая тема, сюжет и образы этого романа использованы писателем для воплощения идей, относящихся к современности. В годы Второй мировой войны Фейхтвангер, живший во Франции, был интернирован и с трудом спасся от наступавших гитлеровских войск. Переживания этих лет отражены в повести «Дьявол во Франции» (1942, 1954). Последние годы он прожил в США (штат Калифорния). После войны Фейхтвангер написал цикл романов о французской революции XVIII в. Он создал новый тип исторического интеллектуального романа, где за описаниями исторически отдаленной эпохи явственно проступает второй план — параллели с событиями современности («Лисы в винограднике» 1948; «Мудрость чудака», 1952).

Успех (Erfolg. 1930)

— роман, в котором представлена многоплановая картина общественной жизни Баварии 1920-х гг. Основой, связующей многочисленные сюжетные линии романа, служит история одного судебного дела. Помощник директора государственной картинной галереи, прогрессивно настроенный интеллигент Мартин Крюгер упорно преследуется реакционерами и их представителями в правительстве. Используя пустячный повод, против него затевают судебный процесс и заключают в тюрьму. Друзья героя и его возлюбленная Иоганна Крайн ведут борьбу за освобождение несправедливо осужденного. Крюгер умирает в тюрьме, но борьба за его реабилитацию продолжается. «Дело Крюгера» приобретает политический смысл, вокруг него сталкиваются интересы различных общественных групп. В борьбе за освобождение Крюгера участвует его приятель журналист Жак Тюверлен, гуманист и скептик. Это он в романе высказывает взгляды автора и в известной степени является его alter ego. Замечателен образ друга Тюверлена — талантливого инженера и поэта, коммуниста Каспара Прекля, созданный автором с искренней любовью. Прототипом этого персонажа был Бертольт Брехт, которого Фейхтвангер глубоко почитал. Важную роль в композиционном и идейном плане играют главы, посвященные деятельности политического проходимца Руперта Кутцнера. Под этим именем выведен Гитлер в период затеянного фашистами «мюнхенского путча» — попытки захватить власть в 1923 г.

Семья Оппенгейм (Geschwister Oppenheim. 1933)

— один из романов задуманного Фейхтвангером антифашистского цикла «Зал ожидания». Время его действия — начальный период фашистского террора в Германии. Показана трагедия одной еврейской семьи. Писатель Густав Оппенгейм и его брат Эдгар, выдающийся врач, становятся жертвами насилия и преследований. Героев беспокоит не только собственная участь, но и судьба их родины, они глубоко страдают от того, что лишены возможности вести борьбу против фашистского варварства. Мучительны переживания жены Мартина Оппенгейма — немки Анны, сын которой, гимназист Бертольт, потрясенный несправедливостью, не выдерживает травли и кончает жизнь самоубийством.

Трилогия об Иосифе Флавии: Иудейская война; Сыновья; Настанет день. (Josephus: Der jüdische Krieg. 1932; Die Söhne 1935; Das gelobte Land. 1945)

- трилогия, главное действующее лицо которой — Иосиф Флавий, политический деятель и ученый в. н. э. Сначала он участвует в неравной борьбе иудеев против Рима, но видит обреченность народа, следующего за лицемерными и невежественными священниками, бессилие героев-идеалистов, ограниченность их национализма. Иосиф переходит на сторону римлян и становится приближенным императора. Увлеченный идеалами человеколюбия и просвещения, которые, по его убеждению, должны привести к разумным и справедливым отношениям между всеми племенами «всемирной» Римской империи, герой готов на все — даже на участие в порабощении своих соплеменников. Главной для Фейхтвангера идеей, утверждавшейся им в трилогии, было трагически неразрешимое противоречие между активной общественной деятельностью и принципами гуманности, а также противоречие между относительно частными интересами какого-либо одного народа и общими задачами развития мировой цивилизации. В то же время во всех этих книгах Фейхтвангера воплотилась его ненависть к жестокости своекорыстных и властолюбивых политиканов.

Гойя, или Тяжкий путь познания (Goya, oder Der arge Weg der Erkenntnis. 1951)

— роман о гениальном испанском художнике, о постепенном формировании его характера и мировоззрения. Гойя, вначале беспечный придворный живописец, в результате многих выпавших на его долю испытаний приходит к осознанию высокого общественного значения своего призвания. На трудном и сложном пути своего развития Гойя преодолевает препятствия, которые ставят ему не только враги — ненавидящая его придворная знать, но и, казалось бы, истинные друзья. Трудно, порою даже невозможно было для художника подчинить свой безудержный индивидуализм требованиям жестокой и догматической принципиальности политических либералов. Мятежный и верный себе темперамент Гойи, его самозабвенная приверженность искусству существенно и, в общем, выгодно отличали его от испанских либеральных общественных деятелей той поры. Однако, утверждает Фейхтвангер, влияние этих деятелей было в определенном смысле и благотворным для художника, помогало ему осознать свою связь с народом и долг перед ним.

Произведения

Собрание сочинений: В 12 т. / Вступ. ст. Б.Сучкова; Под общ. ред. А.Дымшица и др.— М.: Гослитиздат, 1963—1968; Собрание сочинений: В 6 т. / Предисл. Д. Затонского. — М.: Худож. лит., 1988—1991; Гойя, или Тяжкий путь познания / Пер. Н. Касаткиной, И.Татариновой; Послесл. О. Егорова.— 2-е изд.— М.: Изд-во иностр. лит., 1959.— 590 с.; Иудейская война / Авториз. пер. с нем. В. С. Вальдман.— М.: Жургаз, 1937,— 491 с.; Семья Оппенгейм / Пер. И.А.Горкиной.— Челябинск: Кн. изд-во, I960.— 480 с.; Сыновья / Пер. В. Станевич.— М.: Жургаз, 1938.— 500 с.; Успех / Пер. М.Вершининой и Э.Линейкой; Вступ. ст. Б.Сучкова.— М.: Худож. лит., 1973.— 751 с.— (Б-ка всемирн. лит.). Gesammelte Werke in Einzelnaiisgaben: In 14 Bd.— Berlin: Aufbau-Verl., 1959—1964; Erfolg. Drei Jahre Geschichte einer Provinz.— Berlin: Aufbau-Verl., 1956.— 806 S.; Die Geschwister Oppenheim.— Berlin: Aufbau-Verl., 1956.— 426 S.; Goya, oder Der arge Weg der Erkenntnis,— Rudolstadt: Greifenverl., 1955.— 633 S.; Josephus: In 3 Bd.— Rudolstadt: Greifenverl., 1954; Jud Süss. — Rudolstadt: Greifenverl., 1955.- 508 S.

Литература

Манн Т. Наш друг Фейхтвангер.— В кн.: Манн Т. Собрание сочинений: В 10 т., т. 10, М., 1961, с. 508—513; Рачинская H.H. Лион Фейхтвангер,— М.: Высш. шк., 1965,— 85 с.; Сучков Б. Л. Лион Фейхтвангер.— В кн.: Сучков Б. Л. Лики времени, М., 1976, т. 1, с. 212—294. Leopold H. Lion Feuchtwanger. — 2., überarb. Aufl.— Leipzig: Bibliogr. Inst., 1975.— 99 S.; Jeske W., Zahn P. Lion Feuchtwanger, oder Der arge Weg der Erkenntnis: Eine Biographie. — Stuttgart: Metzler, 1984.— 360 S.; Pichsei J. Lion Feuchtwanger: Versuch über Leben und Werk.— Leipzig, 1976. — 283 S.

Вернуться к оглавлению