ГОТФРИД БЕНН (GOTTFRIED BENN. 1886-1956)

ЛИТЕРАТУРА ГЕРМАНИИ

— поэт, публицист. Работал врачом-венерологом и патологоанатомом. Раннее творчество Бенна развивалось в русле экспрессионизма, хотя он, скептик по натуре, не разделял восторженного отношения экспрессионистов к человеку и силе его духа. В стихотворениях сборников «Морг» (1912) и «Плоть» (1917), полных отвращения к бытию и шокирующих деталей разлагающейся плоти («поэзия трупов»), свойственный лирике «конца века» культ умирания и смерти сочетается с непривычно холодным взглядом отстраненного исследователя. После короткого увлечения идеями национал-социализма и связанных с этим надежд на «преодоление нигилизма позднебуржуазного декаданса» (радиовыступление «Новое государство и интеллигенция», 1933) Бенн находился в состоянии внутренней эмиграции к фашистскому режиму. Очередной взлет известности поэта пришелся на послевоенные годы — сборники «Статичные стихи» (1948), «Упоенный поток» (1949), «Дистилляции» (1953) и др. Как и прежде, он не видит смысла в истории, отвергает рациональное знание, сомневается в силе и высоте человеческого духа, подчеркивает преобладающую роль темного, бессознательного начала в натуре человека, находя истинный расцвет жизненных сил и всепобеждающий зов плоти только в доцивилизованных эпохах, в прасуществовании человечества. Одно из основополагающих свойств его поэзии — статичность, отрицание поступательного движения; его стихи — это по преимуществу натюрморты, фиксации неподвижности, их отличают строгость формы, сконструированность под контролем рассудка; они тяготеют к совершенству стиля («Стиль выше истины, он несет в себе доказательство существования»). Бенн был одним из немногих поэтов XX в., которые учили искусству и мужеству жить «в пустоте», сохранять независимость и цельность своего «я». Не признавая социально-критической функции искусства, он в то же время верил в его спасительную миссию, оберегающую «человека творящего» от гнета идеологий и пропагандистских штампов.

Произведения

[Стихотворения].— В кн.: Западноевропейская поэзия XX века, М., 1977, с. 229—232; [Стихотворения].— В кн.: Из современной поэзии ФРГ, вып. 1, М., 1983, с. 60—99; [Стихотворения] / Пер. А. Карельского. - Иностр. лит., 1993, № 1, с. 165-169. Gesammelte Werke: In 8 Bd. / Hrsg. von D. Wellershoff. - Wiesbaden: Limes, 1960-1968.

Литература

Гугнин А. «Необозримые поля» Готфрида Бенна. — Вопросы лит., 1991, № 7, с. 121 — 132; Павлова Н. Безысходность нигилизма и отчужденное творчество: Готфрид Бенн. — Вопросы лит., 1978, № И, с. 129-148.

Веnn — Wirkung gegen Willen. Dokumente zur Wirkungsgeschichte Benns / Hrsg. von P. U. Hohendahl. — Frankfurt a. М.: Athenäum, 1971.— 512 S.; Schünemann P. Gottfried Benn.— München: Beck, 1977.— 156 S.; Wellershoff D. Gottfried Benn. Phänotyp dieser Stunde.— München: Deutscher Taschenbuch Verl., 1976.- 202 S.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV