ИОГАННЕС БЕХЕР (JOHANNES BECHER. 1891-1958)

ЛИТЕРАТУРА ГЕРМАНИИ

— поэт, романист и критик, автор работ по теории искусства. Сын крупного судебного чиновника, он уже в юности порвал со своей консервативной и религиозной семьей. Будучи студентом (он изучал философию, литературу и медицину сначала в Мюнхенском, затем в Йенском и Берлинском университетах), Бехер начал писать стихи и примкнул к левым экспрессионистам, мечтавшим о создании искусства, активно вторгающегося в жизнь, вдохновляющего на революционную борьбу. Стихотворения этой поры вошли в сборник «Упадок и торжество» (1914), пронизанный предчувствием надвигающихся великих общественных потрясений. Бехер был непримиримым противником войны, горячо приветствовал Великую Октябрьскую социалистическую революцию и стал одним из первых членов Коммунистической партии Германии. Его стихи, собранные в книге «Стихи народу» (1919), и драма «Рабочие, крестьяне, солдаты» (1921) выражали активную целеустремленность поэта-революционера. За сборник антивоенных стихов «Труп на троне» (1925) и направленный против немецкого империализма роман «Люизит» (1925) Бехера привлекли к суду. В 20-х и в начале 30-х гг. Бехер напряженно ищет новые выразительные средства, увлекается лефовскими и рапповскими эстетическими теориями (это сказалось, например, в его поэме «Великий план», 1931). После гитлеровского переворота Бехер эмигрировал и с 1935 по 1945 г. жил в СССР. Эти годы ознаменовались для Бехера творческим подъемом. В поэзии этого периода Бехер опирается на традиции Гёте и Рильке, но она остается ярко своеобразной (сборники «Искатель счастья и семь тягот», 1938; «Собранные сонеты», 1935—1938; «Новое рождение», 1943). К этому периоду относится и роман «Прощание». Вернувшись в 1945 г. на родину, Бехер стал одним из ведущих общественных деятелей. Он был организатором и председателем Культурбунда, президентом Академии искусств и с 1954 г. до конца жизни — министром культуры ГДР. В эти же годы Бехер продолжал активно работать в литературе: написал драму «Зимняя битва» (1952) и много стихов, объединенных в сборниках «Возвращение» (1946), «Сонетное творчество» (1956), «Шаг середины века» (1958).

Прощание. 1900-1914 (Abschied. 1940)

- в своей основе автобиографический роман. Ребенок, потом подросток и юноша Ганс Гастль живет в той же среде и проходит тот же путь развития, что и сам Бехер. Показано столкновение Живой и впечатлительной юношеской души с жестким и лицемерным миром буржуа. Герой все более отдаляется от семьи, все сильнее становится в нем внутренний протест против отца, прокурора, рьяно выполняющего свою карательную миссию. Этот протест находит выход сначала в тяготении Гастля к простым людям — няне Христине, другу детства Гартингеру, а позже в сближении с мюнхенской литературной богемой, кружком молодых экспрессионистов. Завершает роман эпизод, в котором Гастль заявляет отцу, что не пойдет на «их войну», «на войну несправедливую, бесчестную». Он решительно порывает с прошлым и от абстрактного бунтарства переходит к сознательной борьбе на стороне интернационалиста Гартингера. «Прощание» — это прощание с прошлым и осмысление времени, в которое совершалась «первая часть немецкой трагедии» и были посеяны семена фашизма.

Сонеты

— излюбленная Бехером стихотворная форма, к которой он обращался на протяжении всего творчества. Бехер считал сонет основной формой поэзии. Строгие его условия — определенное количество строк, особое чередование и расположение строф и рифм — требуют от автора предельной четкости мысли и законченности образов. Сонет возник в итальянской поэзии XIII в. и утвердился с тех пор в мировой литературе. Мастерски написанные сонеты Бехера наполнили традиционную форму новым содержанием. В своих работах по поэтике Бехер защищал устоявшиеся классические формы стиха, противопоставляя их авангардистской поэзии с ее аморфностью. При всей своей нормативности форма сонета оказалась под пером Бехера достаточно гибкой, чтобы вместить мысли широкого диапазона звучания. В лирических, гражданских и философских циклах (таких как, например, «Одним путем с тобой», «Родина», «Осознанная борьба», «Портрет человека») нашли адекватное выражение духовное богатство и жизненный опыт поэта.

Произведения

Избранные сочинения / Предисл. И. Фрадкина. — М.: Изд-во иностр. лит., 1961. — 806 с.; Сонеты / Предисл. Л.Гинзбурга.— М.: Гослитиздат, I960.— 191 с.; Стихотворения. Прощание. Содрогнувшаяся земля / Вступ. ст. и сост. А.Дымшица. — М.: Худож. лит., 1970.— 671 с.— (Б-ка всемирн. лит.). Werke: In 2 Bd.— Berlin: Aufbau-Verl., 1960; Abschied: Einer deutschen Tragödie erster Teil, 1900— 1914.- Berlin: Aufbau-Verl., 1958.- 463 S.; Sonnet-Werk, 1913-1955.- Berlin: Aufbau-Verl., 1956.-624 S.

Литература

Биркан П. Оружием слова: Эстет, взгляды и творчество И. Бехера. — Л.: Сов. писатель, 1959.— 284 с.; Знаменская Г. Н. Иоганнес Бехер.— М.: Знание, 1955.— 31 с.; Ковригина Н. В. Художественная проза И. Р. Бехера. — Иркутск: Иркутск, гос. ун-т, 1973.— 236 с.; Мотылева Т. Л. Роман И. Бехера «Прощание».— М.: Худож. лит., 1976.— 94 с. Becher L., Prokop G. Johannes Весher: Bildchronik seines Lebens / Mit einem Essay von B Uhse. — Berlin: Aufbau-Verl., 1963. — 303 í.; Haase H. Johannes R. Becher: Leben u. Werk. — Berlin: Volk u. Wissen, 1981.- 361 S.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV