БЕРТОЛЬТ БРЕХТ (BERTOLT BRECHT. 1898-1956)

ЛИТЕРАТУРА ГЕРМАНИИ

— поэт, драматург, прозаик и публицист. Родился в Аугсбурге в семье директора фабрики. В годы Первой мировой войны студент-медик Брехт работал санитаром в военном госпитале. Здесь он стал убежденным противником войны. В ноябре 1918 г. Брехт был избран членом Аугсбургского Совета рабочих и солдатских депутатов, с тех пор связал свою судьбу с борьбой пролетариата и участвовал в революции 1918—1923 гг. Выступая на страницах печати, Брехт был известен как поэт, прозаик и публицист, но уже в начале 20-х гг. он становится драматургом и режиссером. Еще до захвата власти фашисты внесли Брехта в особый «индекс», а в 1933 г. ему пришлось покинуть Германию. Годы, проведенные на чужбине, в частности в США, он посвятил борьбе с фашизмом. Выступления Брехта против реакции и войны, его Драматургические произведения и разработанная им теория эпического театра принесли ему мировую славу. С 1948 г. Брехт жил и работал в Берлине, в 1949 г. стал главным режиссером театра «Берлинский ансамбль». Пафос театра Брехта был направлен на борьбу с выхолощенным искусством сцены. Такому искусству он противопоставил театр, основной целью которого было обличение общественного зла, разного рода социальных пороков. Этому посвящены такие произведения, как опера «Махагони» (1926), пьесы «В джунглях города» (1927) и «Святая Иоанна скотобоен» (1929—1930). Особое место в творческом наследии Брехта занимает пьеса «Мать» (1932), созданная по мотивам романа Горького. Мысль об органичной враждебности жизненного Уклада общества началам человеческой натуры с большой поэтической силой выражена в пьесе «Добрый человек из Сезуана» (1938—1942). В ней Брехт нашел на редкость удачную форму (условно-сказочную и одновременно конкретно-реалистическую) для воплощения, казалось бы, отвлеченной философской идеи добра. Открыто ориентирована на шекспировские хроники пьеса «Карьера Артуро Уи» (1957), пародийное острие которой обращено не против литературного, а Против исторического прототипа Уи — Гитлера и его кровавой фашистской банды. Брехт оставил глубокий след в развитии немецкого и мирового театра. Сформулированные им принципы нового театра требуют от актера отстраненности при работе над образом, ибо актер, по мысли Брехта, раскрывает не только образ, но и свое отношение к нему, судит его. Развитие этих принципов привело Брехта к созданию особой теории эпического театра, являющегося «демонстрационным залом для разума», «руководством к действию» и апеллирующего не к чувствам, но к сознанию зрителя. Выдающиеся заслуги Брехта нашли широкое общественное признание. Он был лауреатом Национальной премии ГДР (1951) и международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1954).

Стихи

— значительная часть наследия Брехта. В них поэт выступал против гогенцоллернской монархии и фашистского мракобесия. Одновременно он писал и стихи, в которых создавал героические образы пролетариев. Многие из них стали популярными песнями, так называемыми зонгами. Брехт довел форму стиха до высокого совершенства, используя и развивая традиции немецкого фольклора. Поэзия Брехта отличается разнообразием — он владеет и строгой формой классического сонета, и ритмами народной баллады, и белым стихом, сознательно приближает поэтическую речь к разговорному языку.

Мамаша Кураж и ее дети (Mutter Courage und ihre Kinder. 1938)

— пьеса из эпохи Тридцатилетней войны, задуманная Брехтом как предостережение простым людям, обманутым фашистской пропагандой. По разоренной, залитой кровью немецкой земле на своей повозке разъезжает мамаша Кураж. Много видела, ко всему притерпелась на своем веку эта умная и смелая женщина. Мать троих детей, она всем сердцем ненавидит войну, которая принесла столько горя простым людям, всем матерям немецкой земли. Но у мамаши Кураж особая профессия: она — маркитантка и кормится войной; конец войны для нее — разорение. Поэтому мамаша Кураж бредет вслед за армией, стараясь нажиться, и в то же время лелеет мечты, что своих-то детей, двух сыновей и дочь, она сумеет уберечь от гибели. Однако жизнь безжалостно рушит ее иллюзии: гибнут сыновья, умирает и дочь, немая Катрин. Один за другим исчезают друзья мамаши Кураж. Старая женщина, которая хотела нажиться на войне, остается одна, сломленная горем.

Жизнь Галилея (Leben des Galilei. 1947, 1955)

— пьеса, имеющая два варианта: 1947 и 1955 гг. Последнюю, расширенную редакцию Брехт готовил к постановке на сцене «Берлинер Ансамбль». Галилео Галилей, скромный учитель математики в Падуе, с присущим ему мужеством истинного ученого встает на защиту учения Коперника. С помощью подзорной трубы он делает астрономические открытия, подтверждающие новую теорию строения Вселенной. Презирая опасность, которая грозит ему со стороны инквизиции, Галилей пропагандирует теории, в корне подрывающие «истины» Священного Писания. У ученого появляются последователи, и вопреки явным и тайным козням мракобесов сам астроном Ватикана подтверждает правильность его выводов. Тем не менее инквизиция включает учение Коперника в «индекс», объявляет его еретическим. Галилей, теперь уже тайно, продолжает запрещенные исследования — на этот раз солнечных пятен. Несмотря на упорные преследования со стороны церкви, учение Галилея становится все более известным. В 1633 г. ученого вызывают на суд инквизиции в Рим. И здесь, устрашенный орудиями пыток, Галилей отказывается от открытых им истин. Его отречение читают на площадях и улицах. До конца своих дней Галилей живет в полном уединении, пленником инквизиции. Рисуя путь великого ученого, отказавшегося, вопреки истине и убеждениям, от своих открытий, Брехт выносит ему суровый приговор. И этот приговор тем более суров, что звучит он из уст самого Галилея. В этой пьесе, где прекрасно передана атмосфера XVII в., Брехт поставил один из самых важных вопросов современности — вопрос о моральной ответственности ученого перед человечеством.

Кавказский меловой круг (Der kaukasische Kreidekreis. 1949)

— пьеса, сама форма которой позволила драматургу соотнести старинную быль с современностью. Фашистские оккупанты изгнаны с Кавказа, и между двумя соседними колхозами возникает спор о том, кому должна принадлежать пограничная долина. До войны колхозники — животноводы — пасли на ней стада, с приходом немцев эвакуировались, а когда возвратились домой, то оказалось, что их соседи оставались на месте, вложили в эту долину труд, посадили сады, считают ее своей. Долго спорят колхозники. Полеводы решают разыграть на самодеятельной сцене перед животноводами старинную легенду, которая, по их расчету, убедит гостей — животноводов — в том, что правы хозяева — полеводы. Давным-давно во время феодальных междоусобиц погиб губернатор города Нука. Его жене удалось бежать, но она бросила в объятом пламенем городе грудного сына. Младенца подобрала ее служанка и, в жестокой нужде и лишениях, рискуя собственной жизнью, выходила его. уверила родных и знакомых, что он — ее собственный ребенок, которого она якобы родила от солдата. Но вот кончилась война, жена губернатора разыскала брошенного ею ребенка и потребовала, чтобы суд вернул ей его. Судьей в то время был мудрый человек. Он присудил ребенка той женщине, которая спасла и выкормила его. Посмотрев этот спектакль, животноводы уступают долину.

Трехгрошовый роман (Dreigroschenroman. 1934)

— наиболее крупное и известное прозаическое произведение Брехта, являющееся острейшей сатирой на монополии. Но монополии, которые изображает Брехт, — предприятия особого рода.

Одно из них, например, — объединение нищих, возглавляемое Ионафаном Пичэмом. Этот благочестивый пуританин, владелец лавки старых музыкальных инструментов, — настоящий король нищих. Ему подчинена целая армия попрошаек, калек и симулянтов, у него богатейший склад костылей, протезов, лохмотьев. Ни один ниший, не входящий в объединение Пичэма, не может конкурировать с этой могучей «корпорацией». Другое родственное предприятие возглавляет Мэкхит. Члены этого сообщества — воры и бандиты — по дешевке поставляют добытый товар в лавки Мэкхита, а он, в свою очередь, снабжает их оружием, отмычками и всем прочим, что требуется для их «деятельности». Описывая эти необычные «монополии» и «тресты», Брехт подчеркивает, что между изображенными им откровенными уголовниками и респектабельными представителями деловых кругов нет, в сущности, никакой разницы: те же приемы, та же логика, та же мораль. Не случайно роман заканчивается созданием синдиката розничной торговли, в который входят все воровские лавочки, а председателем его становится бандит Мэкхит.

Произведения

Театр: В 5 т. / Общ. ред. Е. Суркова и др.; Сост. и Вступ. ст. И. Фрадкина. — М.: Искусство, 1963—1965; Избранное / Сост. и вступ. ст. В.Девекина. — М.: Правда, 1990.— 555 с.; Жизнь Галилея / Пер. и послесл. С. Апта. — М.: Худож. лит., 1988.— 205 с.; Жизнь Галилея / Пер. Л. Копелева; Послесл. Б. Рейха. — М.: Искусство, 1957.— 166 с.; Кавказский меловой круг / Пер. С. Апта; Послесл. Б. Рейха - М.: Искусство, 1957.— 140 с.; Мамаша Кураж и ее дети: Хроника из времен Тридцатилетней войны / Пер. С. Апта; Послесл. Б. Рейха. — М.: Искусство, 1957.— 120 с.; Брехт Б. О литературе / Сост., пер. и примеч. Е. Кацевой. — М.: Худож. лит., 1977.— 429 с.— (Памятники мировой эстет. и критич. мысли); Стихотворения; Рассказы; Пьесы / Сост., вступ. ст. и примеч. И. Фрадкина.— М.: Худож. лит., 1972.— 815 с.— (Б-ка всемирн. лит.); Трехгрошовый роман / Пер. В.Стенича; Предисл. И.Фрадкина.— М.; Л.: Гослитиздат, 1962.— 400 с.— (Зарубежн. роман XX в.). Gesammelte Werke: In 20 Bd.— Frankfurt a. М.: Suhrkamp, 1976; Die Stücke: In einem Bd.— Frankfurt a. М.: Siihrkamp, 1987.- 1003 S.; Werke: In 6 Bd.- Berlin; Weimar: Aufbau-Verl., 1975.

Литература

Волгина A.A. Бертольт Брехт: Биобиблиогр. указ. — М.: Книга, 1969. — 168 с; Затонский Д. В. Споры о реализме и Бертольт Брехт. — В кн.: Затонский Д. В. Зеркала искусства, М., 1975, с. 56—79; Копелев Л. Брехт.— М.: Мол. гвардия, 1966.— 431 с.— (Жизнь замечат. людей); Райх Б. Брехт: Очерк творчества; Авториз. пер. с нем. — М.: Всерос. театр, о-во, 1960. — 416 с.; Фрадкин И. М. Бертольт Брехт: Путь и метод. — М.: Наука, 1965. — 486 с.; Шумахер Э. Жизнь Брехта: Пер. с нем. / Предисл. и научн. ред. И.Фрадкина.— М.: Радуга, 1988.— 350 с.; Эткинд Е. Г. Бертольт Брехт.— Л.: Просвещение, 1971.— 184 с. Benjamín W. Versuche über Brecht.- 3. Aufl.- Frankfurt a. М., 1971.- 156 S.; Mittenzwei W. Das Leben des Bertolt Brecht oder, Der Umgang mit den Welträtseln: Bd. 1—2. — Berlin; Weimar: Aufbau-Verl., 1986; Rülicke-Weiler K. Die Dramaturgie Brechts. Theater als Mittel der Veränderung. — 2. Aufl. — Berlin: Henschel, 1968.— 288 S.; Schuhmann K. Der Lyriker Bertolt Brecht, 1913—1933.— Berlin: Rütten u. Loening, 1964.- 338 S.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV