Наши партнеры

inflatable castle
Беспроцентные кредиты

ЭРИХ МАРИЯ РЕМАРК (ERICH MARIA REMARQUE. 1898-1970)

ЛИТЕРАТУРА ГЕРМАНИИ

— родился в Оснабрюке в семье рабочего типографии. В годы Первой мировой войны был солдатом, после окончания войны работал сначала школьным учителем, потом торговым служащим и репортером. Профессиональным писателем стал в конце 1920-х гг. После фашистского переворота Ремарк был вынужден эмигрировать, много лет жил в США, скончался в Швейцарии. С острой ненавистью изображал он в своих книгах прямые и опосредованные проявления бесчеловечной идеологии фашизма. «На западном фронте без перемен» (1929), «Возвращение» (1931), «Три товарища» (1938) — книги о военном и послевоенном поколениях, переживших крах юношеских идеалов, тяготы периода мирового экономического кризиса. В изгнании Ремарк создал ряд романов об антифашистах-эмигрантах («Возлюби ближнего своего», 1941; «Триумфальная арка», 1946). Вторая мировая война отражена в Романе «Время жить и время умирать» (1954). Последний роман Ремарка «Тени в раю» — о судьбах немецких эмигрантов в Нью-Йорке — издан посмертно (1971). Сильный художник-реалист, он сумел раскрыть душевный мир нескольких поколений людей своей страны с таким горьким лиризмом, что его лучшие произведения невозможно читать без напряженного, тревожного интереса.

На западном фронте без перемен (Im Westen nichts Neues. 1929)

- первый роман Ремарка, принесший ему широкую известность и переведенный на многие языки. Автор повествует о страшных буднях империалистической войны 1914 г., «о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал ее жертвой, даже если спасся от снарядов». Пауль, герой романа, попал, как и ряд его товарищей, со школьной скамьи в мясорубку войны. Юношам чужды и непонятны ее цели, они ощущают всю фальшь шовинистически-милитаристской пропаганды. В их сознании все чаще возникает мысль о том, что эта война ведется не в интересах простых людей. Внешне сдержанно, но с большой внутренней силой и состраданием описаны мучительный страх новобранцев во время первых боев, их гибель на полях сражений и в госпиталях. Бесчеловечность войны раскрывается и в батальных картинах романа, и в исповедальных по интонациям описаниях внутренней жизни героев со всеми их сомнениями и смятением. Мастерски, с невеселым юмором воспроизведены бытовые эпизоды фронтовой жизни. Немецкие фашисты с особым злорадством сжигали эту книгу, воплотившую ненависть писателя к милитаризму и войне.

Три товарища (Drei Kameraden. 1938)

— роман, с большой лирической силой показывающий жизнь далеких от политики людей — бывших фронтовиков (от имени одного их них, Роберта, ведется рассказ), которые познали горечь разочарования. В тяжелые годы инфляции, предшествовавшие фашистскому перевороту, они испытали и безработицу, и безденежье, и мучительное ощущение непрочности, зыбкости существования. Несмотря на подчеркнуто объективный тон повествования, автор утверждает, что во всем этом вина того общественного строя, который опустошил и лишил счастья целое поколение немецкого народа. Во множестве эпизодов, о которых Ремарк устами своего рассказчика повествует с тонкостью проницательного психолога, проявляется несокрушимая и трогательная верность в дружбе трех товарищей. В грустной любви Роберта к рано умершей Пат раскрыта сила подлинного чувства, мужественного и чуждого сентиментальности. Жизнь беспощадна к трем друзьям: нелепо гибнет «последний романтик» Готфрид, погружается в отчаяние потерявший любимую Роберт, трагически переживает гибель друга и горе Роберта Кестер.

Время жить и время умирать (Zeit zu leben und Zeit zu sterben. 1954)

— роман, основная тема которого — крах иллюзий. Эрнст Гребер, солдат немецкой армии, когда-то не сомневавшийся в ее «непобедимости», становится свидетелем ее разгрома. Мучительные раздумья Гребера связаны с нарастающим в нем отвращением к жестокости, насилию и аморальности, неотделимым от фашистского режима. Всю свою ненависть к фашизму автор воплощает в созданных им образах фашистских молодчиков. Разложение фашистской элиты, бездумно прожигающей жизнь на глазах у обездоленного населения разрушенного бомбежкой города, бессмысленная жестокость, потеря всяких представлений о нравственных нормах — все это показано в романе с чрезвычайной силой и яркостью. Оказавшийся во время отпуска в родном городе Гребер остро чувствует обреченность фашистской Германии. Его любимый школьный учитель арестован и погибает в концлагере, там же умирает и отец жены Гребера Элизабет. Любовь молодых людей описана с характерным для Ремарка лиризмом. На фронт Гребер возвращается другим человеком. Он убивает Штейнбреннера, который стал в его представлении воплощением мерзостей фашизма, но и сам погибает от пули русского партизана в тот момент, когда в его сознании появляется еще не вполне оформившаяся мысль: «Надо сделать что-то бесконечно важное».

Черный обелиск (Der schwarze Obelisk. 1957)

— сатирический роман, действие которого относится к 1920-м гг., представляет собой острейшее разоблачение фашизма, его социальных и психологических корней. В деятельности фирмы по изготовлению надгробий, где служит Людвиг Бодмер, как в капле воды отражены все отвратительные черты собственнического мира, эксплуатация человеческой нищеты, продажность и шкурничество, оголтелый национализм. По роду занятий Бодмер сталкивается с людьми в момент потери ими своих близких. Но все эти великолепно выписанные Ремарком домовладельцы, содержатели увеселительных заведений, коммивояжеры и лавочники остаются и в такие минуты лицемерными и жадными мещанами. Будущее всех действующих лиц, о котором рассказано в эпилоге романа, не кажется читателю неожиданным. Не удивляют и краткие сведения об их деятельности после фашистского переворота. Тревожно, что многие из этих карьеристов хорошо себя чувствуют, не в пример скульптору Баху, ставшему калекой в концлагере, и другим честным людям — жертвам фашизма.

Произведения

Собрание сочинений: В 7 т. — М.: Профиздат, 1993—1995; Время жить и время умирать / Пер.И. Каринцевой, В.Станевич. — М.: Изд-во иностр. лит., 1959.— 343 с.; На западном фронте без перемен; Возвращение; Три товарища.— Л.: Лениздат, 1959.— 866 с.; Три товарища / Пер.

Ю.Архипова; Предисл. А. Битова. — М.: Худож. лит., 1989.— 368 с; Триумфальная арка; Черный обелиск.- М.: Худож. лит., 1978.- 596 с. Arc de triomphe. — München: Goldmann, 1959.— 387 S.; Drei Kameraden.— M.: Verl. f. fremdspr. Lit., I960.- 454 S.; Im Westen nichts Neues,- M.: Verl. f. fremdspr. Lit., 1959.- 220 S.; Der schwarze Obelisk: Geschichte einer verspäteten Jugend.- Berlin: Aufbau-Verl., 1957.- 463 S.; Zeit zu leben und Zeit zu sterben.— Berlin: Aufbau-Verl., 1957.— 415 S.

Литература

Орлов P.A. Проблема личности в романе Э.М.Ремарка «Черный обелиск».— Вестн. Ленингр. ун-та, 1974, № 8: История, яз. и лит.,вып. 2, с. 80—90; Ремарк и споры о нем — Вопр. лит 1963 № 1, с. 92-119. Antkowiak A. Erich Maria Remarque: Leben und Werk.— 2. bearb. Aufl.— Berlin: Volk und Wissen, 1978.— 157 S.; Taylor H. U. Erich Maria Remarque: A literary and film biography — New York: Lang, 1989.-XVII, 334p.

Вернуться к оглавлению