ПЕТЕР ВАЙС (PETER WEISS. 1916-1982)

ЛИТЕРАТУРА ГЕРМАНИИ

— драматург, прозаик, публицист, художник; родился в семье мелкого фабриканта, в 1934 г. семья эмигрировала. Скитания по Европе привели Вайса в Швецию, гражданином которой он стал в 1945 г. Определяющей для творчества Вайса является мысль об опасной подверженности человеческой психики воздействиям извне, массовым психозам и о необходимости активно противостоять этим воздействиям. В автобиографических книгах «Прощание с родителями» (1961) и «Конечный пункт бегства» (1962) он, рассказывая о своей жизни, пытается быть предельно правдивым, не утаивать даже самых потаенных душевных движений. Другая сквозная особенность творчества Вайса — тяготение к левым взглядам, в иные периоды даже к левачеству, сопровождавшееся постоянным сомнением в осуществимости высоких идеалов добра и справедливости. Дебют Вайса-драматурга (пьеса «Башня», 1948) прошел под влиянием поэтики символизма и сюрреализма; драматургия 1960-х гг. подчеркнуто театральна, тяготеет к пантомиме, акробатике, клоунаде — пьесы «Ночь с гостями», «Лузитанское пугало» (обе 1967), «О том, как господин Мокинпотт от своих злосчастий избавился» (1968). Мировую известность Вайсу принесли драмы «Преследование и убийство Жан-Поля Марата...» (1964) и «Дознание» (1965), в которых он отказывается от прямого изображения действительности, отдавая предпочтение в первом случае сюрреалистической условности, во втором — монтажу документальных свидетельств. Роли искусства, художника в жизни общества и поступательном движении истории посвящен обширный роман-трактат «Эстетика сопротивления» (т. I—III, 1975—1981).

Преследование и убийство Жан-Поля Марата, представленное артистической труппой психиатрической лечебницы в Шарантоне под руководством господина де Сада (Die Verfolgung und Ermordnung Jean-Paul Marats, dargestellt durch die Schauspielgruppe des Hospizes zu Charenton unter Anleitung des Herrn de Sade. 1964)

— пьеса, вобравшая в себя влияние «театра абсурда» и «театра жестокости», эстетики сюрреализма и «эпического театра» Брехта, трактует вопрос о смысле, правомерности и практической осуществимости революционных переворотов. В центре произведения, действие которого происходит в сумасшедшем доме, — спор между маркизом де Садом и актером, изображающим Марата. Де Сад отстаивает вседозволенность, «Марат» — разумное вмешательство человека в игру слепых сил природы. Правда оказывается не на стороне «друга народа», которому симпатизирует автор: Революция хоть и побеждает, но как неотвратимая, неуправляемая стихия, а не как осознанное, Целенаправленное деяние.

Произведения

Преследование и убийство Жан-Поля Марата...; Дознание;

О том, как господин Мокинпотт от своих злосчастий избавился: Пьесы / Предисл. Ю. Жукова. - М.: Прогресс, 1981. - 430 с.

Троцкий в изгнании / Пер. Ю.Гинзбурга.- Театр, 1990, № 4, с. 130-168. Asthetik des Widerstands. Roman: Bd. 1-3.- Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1975-1981; Dramen: Bd. 1-2. - Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1968; Fluchpunkt. Roman.- Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1962.— 306 S.; Das Gespräch der drei Gehenden.— Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1963.— 122 S.

Литература

Мотылева Т. Политический роман Петера Вайса.- Вопросы лит., 1985, № 12, с. 50-78; Швыдкой М. Размышления после похорон Петера Вайса.— Театр, 1983, № 4, с. 128—137. Cohen R. Peter Weiss in seiner Zeit. Leben und Werk.- Stuttgart: Metzler, 1992.- 336 S.; Über Peter Weiss / Hrsg. von V. Canaris. — Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1970,— 184 S.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV