Наши партнеры

Podarokkagdomy.ru - http://www.podarokkagdomy.ru/ шахматы металлические шахматы.

НИКОС КАЗАНДЗАКИС (ΝΙΚΟΣ ΚΑΖΑΝΤΖΑΚΗΣ. 1883-1957)

ЛИТЕРАТУРА ГРЕЦИИ

— прозаик, поэт и драматург. Родился в городе Гераклионе на острове Крите в семье землевладельца. В 1902 г. поступил на юридический факультет Афинского университета, который закончил с отличием в 1906 г. Литературная деятельность Казандзакиса началась с драмы «Рассветает», поставленной в 1907 г. на сцене театра «Афинеон», и новеллы «Змея и лилия». Последующие годы он проводит в Париже, некоторое время путешествует по Италии, а в 1910 г. переезжает в Афины и издает там ряд своих книг. С 1911 г. Казандзакис много времени отдает переводам на новогреческий язык произведений западноевропейских историков, философов и литературоведов. В начале 20-х гг. он задумывает ряд философских трагедий в стихах и среди них — «Будду», «Одиссею», «Христа». В эти же годы Казандзакис изучает русский язык, а в 1925—1926 гг. несколько месяцев проводит в Советском Союзе в качестве специального корреспондента афинской газеты «Элефтерос логос». В 1927 г. он снова посетил СССР. В 1930 г. выходит его «История русской литературы». В эти же годы писатель занимается и переводами классиков мировой литературы. В 1930 г. опубликованы его переводы «Божественной комедии» Данте, «Фауста» Гёте, «Отелло» Шекспира. В период немецкой оккупации (1941—1944) Казандзакис живет на острове Эгина, где заканчивает трагедию «Янцзы» («Будда»), начинает роман о Зорбе, совместно с филологом Какридисог переводит «Илиаду», пишет трагедии «Каподистриас», «Константин Палеолог" Героическая борьба греческого народа против фашизма оказала большое влияние на творчество писателя. Именно в эти годы он переходит от трагедии к роману и создает свои лучшие произведения — романы «Христа распинают вновь», «Капитан Михалис». В 1946 г. Казандзакис уехал в Западную Европу и здесь, в основном во Франции, временами в Западной Германии, провел последнее десятилетие жизни. В 1956 г. по решению Всемирного Совета Мира Казандзакис был награжден Международной премией мира. Самым большим по объему произведением Казандзакиса является «Одиссея» — эпопея, над которой он работал с перерывами в течение пятнадцати лет. Но мировую славу принесли Казандзакису романы, написанные в последнее десятилетие его жизни. Герои произведений Казандзакиса — люди сильные, наделенные титанической энергией и необычайными способностями, всегда готовые пожертвовать собой ради свободы и счастья своего народа.

Жизнь и приключения Алексиса Зорбы βίος και ή πολιτεία του Αλέξη Ζορμπά. 1946)

— программное произведение писателя. Роман, действие которого относится к 1920—1930-м гг., во многом автобиографичен. Лирический герой романа (он же рассказчик) — молодой писатель — и 65-летний грек-простолюдин Зорба отправляются на Крит, где надеются разбогатеть на продаже добытого из арендованной шахты лигнита. На событийном уровне в романе мало что происходит: шахту завалило, рухнула и канатная дорога, которой герои занялись после провала затеи с лигнитом. Неторопливо, в эпической манере писатель живописует патриархальные, порой довольно жестокие нравы островитян, в чьи распри оказываются втянутыми оба персонажа. Ноты фатальной обреченности слышатся в лирической мелодии краткой любви рассказчика и местной роковой красавицы. Параллельно с событиями, происходящими непосредственно «перед глазами» читателя, автор выстраивает обширный ассоциативный ряд. Особо одержим ассоциациями лирический герой, рефлектирующая личность, для которого предпринимательство лишь предлог для ничегонеделания и углубления в изыскания в области христианской и восточной религий. Мимолетные встречи, звуки, запахи, смена времен года — все это дает пищу для его богатого воображения. Рядом с ним незримо присутствует образ его молодого друга, отправившегося на Кавказ с отважной миссией — вывезти гонимых там этнических греков на родину. Но эта затея оканчивается гибелью персонажа. Отсвет обреченности замыслов ли, человеческой ли жизни придает роману элегический характер. Сюжетный «фон» книги — величественная безмятежная природа нетронутого уголка земли, которым не перестают восхищаться главные герои, особенно Зорба. В книге отчетливо слышны христианские мотивы, а наряду с ними и богоборческие, выразителем которых выступает Зорба. Это человек стихии, не подверженный предрассудкам и устоям буржуазного общества, кладезь народной мудрости, из которого лирический герой черпает истины. Малограмотный, любвеобильный, много повидавший на своем веку, в прошлом участник жестоких национально-освободительных схваток, Зорба охвачен жалостью к миру, катящемуся в бездну (период между двумя войнами), к человеку, не перестает задаваться вопросами о смысле бытия. В финале романа, потрясенный известием о гибели своего молодого друга, лирический герой с грустью расстается с Зорбой, к которому привязался как к отцу, и возвращается в цивилизованный мир.

Христа распинают вновь (Ό Χριστός ξανασταυρώνεται.1948)

— роман, местом действия которого Казандзакис избрал глухую деревушку Ликовриси в Анатолии. В ней господствуют патриархальные отношения, для большинства обитателей характерны примитивные представления о жизни. Основа сюжетной линии романа — подготовка села к традиционной пасхальной мистерии. Сопоставление евангельских истин с действительностью пробудило сознание героев романа и наглядно показало расхождение между словами и делами сельской верхушки во главе с попом Григорисом и ростовщиком Ладасом. Жители Ликовриси разделяются на два враждебных лагеря: в одном — богачи, обманом привлекшие на свою сторону большую часть крестьян; в другом — горстка друзей пастуха Манольоса, одного из главных героев романа. Борьба между этими лагерями доходит до кровавых столкновений. На помощь попу Григорису приходят турецкие власти; чтобы спасти жизнь своих друзей, Манольос, который должен был в мистерии изображать Христа и искренне поверил в свою миссию защитника обездоленных, добровольно отдает себя на растерзание толпе. Ликоврийского Христа распяли — Манольос погиб, но его мысли и идеалы — освобождение бедноты и создание справедливого общества — уже овладели сердцами простых людей, и автор глубоко убежден в грядущей победе справедливости.

Капитан Михалис. Свобода или смерть (Ό Καπετάν Μιχάλης. Έλευτεριά ή θάνατος. 1950)

— роман, по праву считающийся лучшим произведением Казандзакиса. Тема национально-освободительного движения долгое время занимала писателя, но только в этой книге ему удалось раскрыть ее достаточно глубоко. В романе рассказывается о восстании критян против турок под предводительством одного из старейшин острова капитана Михалиса — героя, наделенного редкой силой духа, пламенным сердцем и беззаветной храбростью. Вначале капитан Михалис пытается не допустить кровопролития. Он даже становится названым братом Нури-бея, представителя турецкой власти на Крите. Но братство между поработителями и порабощенными невозможно. Все учащаются стычки между греками и турками в различных районах страны. Капитан Михалис созывает совет старейшин, который постановляет начать вооруженную борьбу. Исход этой борьбы решают крупные подкрепления, полученные турками. Повстанцы разбиты, капитан Михалис погибает. Финал романа трагичен. Но Казандзакис верит, что «зло в конце концов всегда оказывается побежденным. Необходима долгая борьба, много пота и крови для того, чтобы человек завоевал свои права. Свобода — это самая большая драгоценность...»

Произведения

Христа распинают вновь: Роман / Пер. Я. Мочоса, И. Поступальского; Вступ. ст. Я. Мочоса.— М.: Гослитиздат, 1962. — 470 с.

θέατρο: Εις 3 τ.— Αθήνα: Δίφρος, 1955—1956; Ό Βίος και ή Πολιτεία του Αλέξη Ζορμπά: Μυθιστόρημα.— Αθήνα: Δίφρος, 1959.— 445 σ.; Ό Καπετάν Μιχάλης. 'Ελευτεριά ή θάνατος: Μυθιστόρημα.— Αθήνα: Δίφρος, 1957.— 448 σ.; Ό Χριστός ξανασταυρώνεται: Μυθιστόρημα. — Αθήνα: Δίφρος, 1954.— 464 σ.; Ο' Φτωχούλης του θεού: Μυθιστόρημα.— Αθήνα: Δίφρος, 1957.— 370 σ.

Литература

Ζωγράφου Λ. Νΐκος Καζαντζάκης: 'Ένας τραγικός.— 2. εκδ.— Αθήνα: Παπαζήσης, 1977.— 314 σ.; Χουρμούζιος Α. Νΐκος Καζαντζάκης: Κριτικά κείμενα. — Αθήνα: "Εκδ. των Φίλων, 1977. — 285 σ.; Prevelakis Ρ. Nikos Kazantzakis and his Odyssey.- New York: Šimon and Schuster, 1961.— 192 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV