ТОМАС МУР (THOMAS MOORE. 1779-1852)

ЛИТЕРАТУРА ИРЛАНДИИ

— первый ирландский поэт, писавший на английском языке, основатель англоязычной ирландской поэзии и предтеча многих знаменитых в будущем поэтов, слава которого далеко перешагнула границы его родины. Он родился в Дублине в небогатой семье католика-ирландца и с детства проявлял склонность к искусствам. Свое первое стихотворение он опубликовал в журнале «Anthologia Hibernica» («Ирландская антология»), когда ему было всего четырнадцать лет. В шестнадцать лет Томас Мур стал студентом Дублинского университета, в который всего за несколько лет до этого стали допускаться католики. На годы учебы приходится духовное и политическое возмужание будущего поэта, тесно связанного с руководителями общества «Объединенные ирландцы» и разделявшего их мечту о политической свободе Ирландии. Одновременно с подъемом национально-освободительной борьбы начался культурный подъем, который не смогли остановить ни поражение восстания, ни последовавшая затем реакция в стране. 1790-е гг. — время массовой революционной поэзии. Новая литература начиналась как революционно-романтическая, черпавшая силы в народной поэзии и национально-освободительной борьбе. В 1799 г., получив степень бакалавра искусств, Мур уехал в Лондон, где прожил большую часть своей жизни. Уже его первые поэтические книги вызвали бурный отклик своей обыденной лексикой, ненарочитой естественностью ритма и музыкальностью поэтической фразы, которая больше напоминала уличные песенки, нежели торжественные гимны. Томас Мур создал очень много и в стихах, и в прозе, но одним из его главных творений, без которого немыслима сегодняшняя и ирландская, и английская литература, остается сказание в стихах и прозе «Лалла Рук: Восточная повесть» (1812—1817), о котором Байрон писал в свое время: «По словам ваших друзей, надеюсь верным, вы сейчас заняты сочинением поэмы, местом действия которой будет Восток. Никто лучше вас его не опишет. Вы можете найти там ту же несправедливость, от которой страдает ваша родина, тот же великолепный и пылкий дух, которым отличаются ее сыны, ту же красоту и нежность, как у ее дочерей». Байрон оказался прав. Несмотря на восточный колорит, это произведение по сути национально-освободительное («Огнепоклонники»), антидеспотическое («Сокровенный пророк из Хорасана») и философское одновременно. Томас Мур, подобно просветителям XVIII столетия, верил в изначальную чистоту человека («Ангел и пери») и, подобно всем романтикам, славил неподдельную природную красоту («Свет гарема»). Перечисленные четыре поэмы — стихотворные вставки в рассказе о любви восточной принцессы и сына султана. «Ирландские мелодии» (1808—1835), как писал сам Т.Мур, «единственное творение моего пера, слава которого... намного переживет наши дни». Мелодия — жанр романтической лирической поэзии, своеобразие которого заключается в том, что стихотворение писалось, как правило, на народную мелодию и, следовательно, было окрашено национальным колоритом. Все «Ирландские мелодии» так или иначе связаны с ирландской жизнью от старых времен до современности, и до сих пор их часто поют как народные песни.

Произведения

Избранное / Сост., вступ. ст. и коммент. Л.Володарской. — М.: Худож. лит., 1981. — 351 с.; Избранное / Сост., предисл., коммент. Л.И.Володарской. — М.: Радуга, 1986. — 541 с. — (Текст парал. на англ. и рус. яз.); [Стихотворения]. — В кн.: Поэзия английского романтизма, М., 1975, с. 297-324. The poetical works of Thomas Moore, collected by himself: Vol. 1—10. — London: Longmans, 1853; Letters: Vol. 1-2 / Ed. by W. S. Dowden.- Oxford: Clarendon, 1964.

Литература Jordan Н. Н. Bolt upright: The life of Thomas Moore: Vol. 1—2. — Salzburg, 1975. — (Salzburg studies in Engl. literature); White T. de V. Thomas Moore: The Irish poet. — London: Hamilton, 1977 — XIV 281 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV