Наши партнеры

water walking ball
Беспроцентные кредиты

ДЖОН МИЛЛИНГТОН СИНГ (JOHN MILLINGTON SYNGE. 1871-1909)

ЛИТЕРАТУРА ИРЛАНДИИ

— драматург, который принадлежит к плеяде деятелей Ирландского Возрождения. В 1892 г. он явился одним из инициаторов создания в Дублине Национального литературного общества, в 1899 г. — Ирландского литературного театра, в 1904 г. — знаменитого Театра Аббатства, в котором и были поставлены все его пьесы. В деятельности Театра Аббатства неразрывно переплелись как собственно ирландская, так и английская традиции, что вызвало бурные нападки ирландских националистов, утверждавших, что деятели Ирландского Возрождения «являются британскими агентами, стремящимися дискредитировать Ирландию». Постановки пьес Синга, Йейтса и других близких к ним драматургов встречались враждебно и публикой, и прессой. И лишь позже таким писателям, как Дж. Б. Шоу и Шон О'Кейси, удалось как-то «реабилитировать» Ирландское Возрождение прежде всего в глазах самих ирландцев, неожиданно для себя открывших в произведениях Йейтса, Синга и других драматургов глубокую литературную традицию, достойную подражания. Культуру, к которой апеллировал Синг в своем творчестве, называют «крестьянской». Для его творчества характерно сочетание, с одной стороны, мотивов, почерпнутых из жизни простых ирландцев, с другой — несомненное воздействие древних ирландских саг; в них реализм описания сочетается с символикой и иносказанием. Синг умел увидеть красоту и поэтичность в повседневном бытии. В ранних произведениях Синга реалистическое начало сочетается с элементами мистицизма, что особенно очевидно в пьесах «В сумраке долины» (1903) и «Скачущие к морю» (1904). Творческий метод Синга можно назвать поэтическим реализмом: за внешней реалистичностью и нарочитой сниженностью некоторых эпизодов стоит глубоко поэтическое, символическое осмысление воссозданной ситуации. В пьесе «Скачущие к морю» Сингу удалось передать тончайшие психологические нюансы. Образ старой Мойа, потерявшей мужа и шестерых сыновей, по своей силе сравним с героинями древних трагедий — Медеей, Антигоной, Электрой. Пьесы «Источник святых» (1905) и «Свадьба лудильщика» (1909) отличаются точным, почерпнутым из странствий автора по стране знанием жизни народа, его традиций и привычек, его языка. Этим пьесам присущи несомненная антиклерикальная, антиханжеская направленность, бунтарский дух. Чисто фарсовая стихия, идущая от традиционных фольклорных сюжетов, соединена с неожиданным драматизмом; герои Синга — нищие, бездомные, одинокие бродяги — духом оказываются сильнее и выше, нежели иные вполне благополучные обыватели. Главным героем этих пьес становится внутренняя, духовная жизнь простого ирландца — грубоватого, склонного к вольным шуткам, но в решающие мгновения исполненного мужества и благородства. Последняя пьеса Синга «Дейрдре, дочь печалей» была поставлена в Театре Аббатства в Дублине в 1910 г., уже после смерти писателя. В этой пьесе заключена истинная поэзия, сохранившая неповторимый колорит древних сказаний, их мудрости и печали. Финальные сцены, рисующие смерть Найси и его братьев и самоубийство Дейрдре, проникнуты поистине эпической силой, звучат гневно и страстно.

Удалой молодец — гордость Запада (The playboy of the Western world. 1907)

— пьеса, действие которой происходит в маленькой ирландской деревушке, в кабачке, принадлежащем Майклу Джеймсу и его дочери Пегин. Однажды вечером в кабачке появляется тщедушный молодой человек, рассказывающий, что он совершил тяжкое преступление — убил родного отца. Вскоре об этом становится известно всем окрестным жителям, и Кристи Мехоун неожиданно оказывается местной знаменитостью. Красотка Пегин влюбляется в Кристи, и они собираются пожениться, но неожиданно появляется старик Мехоун, отец Кристи, отнюдь не убитый, а лишь слегка раненный, и «разоблачает» своего сына. И все сразу встает на свои места — Кристи вновь становится рабом отца и посмешищем среди местных жителей, только что видевших в нем героя. Пьеса кончается тем, что старик Мехоун и Кристи уходят к себе домой, свадьба Кристи и Пегин расстраивается, и в перспективе Кристи ожидает все та же унылая жизнь, а Пегин — еще более унылое замужество — она выходит замуж за ханжу и святошу Шона Кьоу. Замысловатый сюжет отражает духовный настрой простых ирландцев, их протест против серости и монотонности повседневного существования. В пьесе Синга ощущается влюбленность писателя в свою родину, духовное родство со своим народом, знание народной жизни. Синг склонен и поиронизировать над некоторыми смешными сторонами образа мышления ирландца, но и в них автор усматривает особую прелесть, еще одну грань истинно ирландского характера.

Произведения

Драмы / Вступ. ст. Ю.Ковалева. — М.; Л.: Искусство, 1964. — 285 с.

Collected works: In 4 vol. / Ed. by R. Skelton. — London: Oxford univ. press, 1962; The complete plays. — New York: Vintage books, I960. — 268 p.; The playboy of the Western world: A comedy in

3 acts.- Dublin: Mannsel-Roberts, 1921.- VIII, 132 p.

Литература

Камышев B.C. Дж. М.Синг в борьбе за новую ирландскую драму. — В кн.: Проблемы зарубежной литературы XIX—XX вв., М., 1974, с. 102—118; Ряполова В.А. О пьесах Джона Синга. — В кн.: Западное искусство: XX век, М., 1978, с. 230-250. Price A. Synge and Anglo-Irish drama. — London: Methuen, 1961. — XI, 236 p.; J. М. Synge centenary papers. 1971 / Ed. by М. Harmon. — Dublin: The Dolmen press, 1972. — XIII, 202 p.

Вернуться к оглавлению