Наши партнеры

модели
Беспроцентные кредиты

ШОН О'КЕЙСИ (SEAN O'CASEY. 1884-1964)

ЛИТЕРАТУРА ИРЛАНДИИ

— драматург и прозаик, родился в Дублине. Из-за трудного материального положения в семье он не сумел получить систематического образования, трудовую жизнь начал в 14 лет. Будущий писатель принимал участие в дублинской забастовке 1913 г., был секретарем ирландской гражданской армии. С конца 1900-х гг. в дублинской рабочей прессе печатается публицистика О'Кейси, в это же время появляются его первые поэтические опыты. В период Первой мировой войны О'Кейси писал антивоенные сатиры, направленные против введения воинской повинности в Ирландии. Драматургическая деятельность О'Кейси началась в 20-е гг., когда на сцене Театра Аббатства были поставлены его первые пьесы. Дублинские трагедии — «Тень стрелка» (1925), «Юнона и Павлин», «Плуг и звезды» — посвящены дублинскому восстанию 1916 г., англо-ирландской войне, которая перешла в гражданскую войну. Герои этих пьес — простые дублинцы, они остаются в стороне от борьбы, но в их судьбах отражается народная трагедия, вызванная поражением народно-освободительного движения. В 1926 г. О'Кейси переезжает в Англию. Он пишет пьесы «Серебряный кубок» (1928) и «За оградой» (1933), в которых прибегает к средствам экспрессионистической символики. Начало нового этапа в творчестве О'Кейси знаменует антифашистская пьеса «Звезда становится красной» (1940), в монументальной форме которой выражена героика социальных битв. В 40-е гг. О'Кейси пишет разные по жанру пьесы: комедию «Пурпурный прах», окрашенную в поэтические тона трагедию «Алые розы для меня», пьесу о первых годах войны «Листья дуба и лаванда» (1946). Начиная с фантастической комедии «Петух-денди» (1949), О'Кейси пишет о современной Ирландии; при всей конкретности драматических сюжетов, его пьесы создают поэтически обобщенную картину ирландской действительности, представляют «Ирландию в миниатюре» (подзаголовок одной из пьес). О'Кейси обращается к символу как к обобщенному образу, способствующему углубленному освоению действительности. Эмоциональный строй пьес разнообразен. Грустный лиризм «Костра епископа» сменяется задорным весельем «Барабанов отца Неда», где звук барабанов возвещает о победной поступи новых сил. О'Кейси утверждает эмоциональное искусство, натуралистическому театру противопоставляет театр больших поэтических обобщений. Мастерство О'Кейси-прозаика в полной мере проявилось в шеститомной автобиографической эпопее: «Я стучусь в дверь» (1939), «На пороге» (1942), «Барабаны под окнами» (1945), «Прощай, Ирландия» (1949), «Роза и корона» (1952), «Закат и вечерняя звезда» (1954). Эпопея — не только автобиография писателя, это и биография века, богатого величайшими историческими событиями. В первых романах — «Я стучусь в дверь» и «На пороге» — созданы образы героев, с которыми читатель встречается в последующих романах, прежде всего мальчика Джонни Кэссиди — самого Шона О'Кейси. Мы видим семью юного героя — умирающего отца, изнуренного бедностью и болезнью, мать, стойкую и мужественную женщину, погруженную в заботы о детях, отдающую всю нежность младшему сыну, болезненному, почти теряющему зрение. Через восприятие ребенка даются картины, связанные с национальной борьбой ирландского народа,— похороны Парнелла, борца за самоуправление, кровавые схватки на дублинских улицах между ирландскими патриотами и английскими солдатами, стычки между католиками и протестантами, между монархистами и республиканцами. Во втором романе О'Кейси показывает духовные поиски Джонни, его стремление найти свое место в общественной жизни Ирландии. Он сближается с участниками Ирландского Возрождения, под их влиянием начинает изучать гэльский язык. Однако путь молодого героя определяют знакомство с Джимом Коннолли и посещение собраний ирландских социалистов. В «Барабанах под окнами» центральное место занимают забастовка дублинских транспортников и Пасхальное восстание 1916 г. В романе «Заход солнца и вечерняя звезда» особенно значимы страницы, посвященные Бернарду Шоу, который был другом О'Кейси. В заключительной книге эпопеи лирическая тема все чаще выходит на первый план. Голос героя и голос автора сливаются. Старый, умудренный опытом писатель полон раздумий об уходящей жизни. Его мысли о собственной судьбе постоянно переплетаются с размышлениями о вечной жизни человечества, в счастливом будущем которого он убежден. Сочетание эпического и лирического начал — одна из важнейших черт произведений О'Кейси, его художественного новаторства. Шону О'Кейси по праву принадлежит место среди зачинателей современной лирико-эпической прозы. Сама эпоха — пробуждение ирландского народа, подъем национально-освободительного движения в стране, трагедия поражения дублинского восстания — определяла выбор писателем экспрессивных средств, патетически звучащего слова. Для Шона О'Кейси характерна романтическая, полная патетики манера изображения, отражающая национальную специфику. Художественная проза О'Кейси тесно связана с его публицистикой. До конца дней О'Кейси состоял в коммунистической партии.

Юнона и Павлин (Juno and the Paycock. 1924)

— трагедия, в которой с юмором, но и с чувством большой горечи изображена семья Джека Бойля, бездельника, болтуна и хвастуна, прозванного Павлином. Семья Бойля бедствует: дочь Мэри, участница забастовки, лишилась работы, сын Джонни стал инвалидом в баррикадных боях 1916 г. Время действия пьесы — 1922 г., период Гражданской войны, отзвуки которой вторгаются в частную жизнь Бойля. Неожиданное известие о том, что Бойль получает наследство, становится завязкой и смешных, и трагических событий. Преждевременно вообразив себя богачами, члены семьи совершают ряд роковых для своей дальнейшей судьбы поступков. Когда выясняется, что известие было ложным, герои попадают в тяжелое положение. Смерть Джонни, оказавшегося предателем и погибшего от руки республиканца, усугубляет трагедию семьи. Наиболее человечной и мужественной оказывается мать семейства Юнона, решившая вместе с дочерью покинуть бездушного мужа.

Плуг и звезды (The plough and the stars. 1926)

— пьеса, связанная с событиями восстания 1916 г. Плуг и звезды — эмблема знамени ирландской республиканской армии во время восстания. Героиня пьесы Нора, погруженная в семью, делает все возможное, чтобы ее муж Джек был далек от политики и жил лишь одной любовью к ней. Однако Джек идет в волонтеры и погибает на баррикадах. Вначале его поступок диктовался тщеславием и поверхностной увлеченностью романтикой революционной борьбы. Но перед своей гибелью Джек приблизился к сознательной революционности. Потеряв мужа, Нора безнадежно заболевает. Драматург показывает и торжество обывательских интересов, и оторванность вождей от народа, он ищет причины поражения восстания 1916 г., поражения, которое воспринимается им как национальная трагедия.

Алые розы для меня (Red roses for me. 1942)

_ пьеса, действие которой обозначено автором как «недавнее». Однако на самом деле писатель обращается к событиям, связанным с забастовкой транспортных рабочих, вспыхнувшей в Ирландии в 1913 г. Опыт истории, личное участие О'Кейси в коммунистическом движении — все это обусловило иную, чем в начале его творчества, интерпретацию этого события. Романтический герой пьесы юный рабочий Брейдон — вожак забастовки. Брейдон — человек богатого духовного мира: он стремится к знаниям, он чуток по отношению к своим близким и к товарищам по борьбе. Но он полон иллюзий о возможности примирения хозяев с рабочими, а религиозных противников — друг с другом. Однако корыстные интересы хозяев, жестокие попытки оружием усмирить забастовщиков разрушают иллюзии героя. Брейдон погибает от пули полицейского в уличном бою.

Костер епископа (The bishop's bonfire. 1955)

— пьеса, показывающая, как в людях поднимается гнев против жалкой жизни, на которую они обречены. В основе сюжета — подготовка к встрече прелата с его родным городом Баллиуну. В честь его приезда богатые горожане и церковники готовятся зажечь большой костер, который сожжет «груды вредных книг и пакостных картин». Костер — символ утвердившейся в Ирландии церковной реакции. Его огонь не только уничтожает книги, но губит любовь молодых героев пьесы. Удушающая обстановка, в которой живет Ирландия, изуродовала характеры таких людей, как Фурон и Дэниэл, лишила их мужества. Рабочий Дэниэл не смеет жениться на дочери богатого помещика, хотя решительная Килин, его любимая, готова следовать за ним повсюду. Фурон превратилась в святошу и ханжу и порвала с любимым человеком. Манус, ее возлюбленный, убивает ее, крадет деньги и бежит из города. Зло побеждает.

Барабаны отца Неда (The drums of father Ned. 1958)

— веселая комедия, фарс, издевка над глупостью, которую воплощают в себе отцы города и пастор, воображающие, что их власть над Ирландией вечна. Эта власть уничтожила все завоевания Ирландии, боровшейся за свою свободу. В пьесе нет традиционного драматического конфликта, она необычна по композиции. Но стремительный темп, яркие выразительные диалоги делают ее очень сценичной. Основой сюжета служит подготовка к фестивалю. Действие развивается свободно и непринужденно. В образах молодых героев пьесы, один из которых заявляет: «Нам надоело бояться собственной тени», воплощены надежды Шона О'Кейси на возрождение героических традиций прошлого, на торжество его идеалов: молодежь готовит фестиваль в честь героев восстания 1798 г., а заодно собирается провалить на выборах в муниципалитет своих консервативных отцов и взять управление Ирландией в свои руки. Отец Нед, имя которого стоит в заглавии, ни разу не появляется в пьесе, но его присутствие в ней все время чувствуется. С образом отца Неда Шон О'Кейси связывает идеи нравственной и социальной свободы. Это символ пробудившегося в народе революционного духа.

Произведения

За театральным занавесом: Сб. статей. — М.: Прогресс, 1971. — 287 с.; Пьесы / Вступ. ст. Н.Минц, Э.Глухаревой-Глумовой. — М.: Искусство, 1961. — 608 с.; Пять одноактных пьес / Пер. под ред. Р.Райт. — М.: Изд-во иностр. лит., I960. — 170 с. — (Соврем. зарубежн. драматургия); Я стучусь в дверь; На пороге / Пер. Н. Волжиной; Под ред. И.Кашкина; Вступ. ст. П.Балашова. — М.: Изд-во иностр. лит., 1957. — 391 с.; Юнона и Павлин: Трагедия в 3 д. / Пер. Н. Волжиной. — М.: Изд-во иностр. лит., 1956. — 87 с. Autobiographies: In 2 vol. — London: Macmillan, 1963; Collected plays: In 4 vol. — London: Macmillan, 1949—1951; The bishop's bonfire. — London: Macmillan, 1961. — 124 p.; The drums of father Ned: A microcosm of Ireland. - London. Macmillan, 1960. - IX, 109 p.; Juno and the Paycock: A tragedy in 3 acts. — London: French, 1932. — 67 p.; Mirror in house: The autobiographies: In 4 vol. — New York: Macmillan, 1956; The plough and the stars: A tragedy in 4 acts. — London: Macmillan, 1926. — VIII, 136 p.; Red roses for me: A play in 4 acts. — New York: Macmillan, 1942. — 100 p.

Литература

Левидова И. М., Парчевская Б. М. Шон О'Кейси: Биобиблиогр. указ. / Вступ. ст. Е.В.Корниловой. — М.: Книга, 1964.- 97 с.; Саруханян А. П. Творчество Шона О'Кейси. — М.: Наука, 1965. — 219 с. Krause D. Sean O'Casey and his world. — London: Thames a. Hudson, 1976. — 128 p.; O'Connor G. Sean O'Casey: A life. — London: Hodder a. Stoughton, 1988. — 448 p.; O'Riordan J. A guide to O'Casey's plays: From the plough to the stars. — London: Macmillan, 1984. — XI, 419 p.; Scrimgeour J. R. Sean O'Casey. - New York: Twayne, 1978. - 186 p.

Вернуться к оглавлению