MATEO АЛЕМАН (MATEO ALEMÁN. 1547 - около 1614)

ЛИТЕРАТУРА ИСПАНИИ

— автор приобретшего самую большую популярность плутовского романа «Гусман де Альфараче». О жизни писателя известно немного. В юности Матео Алеман изучал медицину в университетах Саламанки и Алькала-де-Энарес. Нужда сопутствовала ему всю жизнь, заставила в 1608 г. покинуть родину и уехать в Мексику. Там он умер в безвестности, по предположениям исследователей, в середине 10-х гг. XVII в. Кроме прославленного романа Алеману принадлежали еще три небольших сочинения: «Св. Антоний Падуанский» (1603), «Кастильская орфография» (1609) и книга «Свершения брата Гарсиа Герры» (1613), повествующая об архиепископе Мехико, который покровительствовал писателю.

Гусман де Альфараче (Guzmán de Alfarache. 1599—1604)

— классический образец испанского плутовского романа, в котором впервые представлен законченный тип пикаро. В отличие от Ласарильо, еще довольно наивного и простодушного, Гусман в самом начале своих похождений принимает заповедь «с волками жить — по-волчьи выть». Усвоив разочарованно-циничный взгляд на мир, рассматривая человека (в том числе и самого себя) как погрязшее в пороках существо, несущее на себе печать «первородного греха», герой Алемана странствует по городам Испании и Италии (плутовской роман — первый урбанистический жанр европейской литературы). Гусман изобретает любые, не связанные с физическим трудом, способы обеспечить свое существование (служба у разных господ — далеко не основное его занятие), но его идеалом остается паразитическая праздность. Сюжет романа развивается как ряд возвышений и падений героя, предопределяемых, большей частью, удачными мошенничествами и последующими разоблачениями. Этот ряд замыкается, когда Гусман попадает на каторгу и, пережив религиозное «просветление», начинает писать воспоминания о своей жизни. Так в романе Алемана возникает второй, дидактический план: нравственно возродившийся, постаревший Гусман «назидательно» комментирует поступки и мысли молодого Гусмана-пройдохи. Создается так называемая смесь (а именно так определяли современники жанр «Гусмана де Альфараче») жития «навыворот» и проповеди. Протеистичность, многоликость героя Алемана выражается и в постоянной смене им социальных личин, и в изменчивости его натуры и убеждений, и в самом стиле повествования: в исповеди Гусмана смешаны покаяние и бравада, патетика и смирение, смех и горечь. При всей сосредоточенности рассказчика на самом себе и на нравственно-философской проблематике в романе возникает образ Испании XVII в., представленный не только «картинно», но и в обобщающих сентенциях героя. «Гусман де Альфараче» стал предметом полемики среди писателей — современников Алемана, сохранивших верность гуманистическим идеалам уходящего Возрождения. Возможно, что «Дон Кихот» является первым, хотя и камуфлированным, ответом Сервантеса Алеману: самоуничижению личности в «Гусмане де Альфараче» создатель «Дон Кихота» противопоставил героизм человека, творящего самого себя и свою судьбу вопреки давлению окружающей реальности.

Произведения

Гусман де Альфараче: В 2 т. / Пер. Е.Лысенко, Н. Поляк; Пер. стихов Ю. Корнеева; Предисл. и коммент. Л. Пинского; Ред. А.Смирнова. — М.: Худож. лит., 1963. Guzmán de Alfarache: En 4 t. / Ed. у notas de S. Gili y Gaya. — Madrid: Lectura, 1926—1936. — (Clásicos castellanos).

Литература Cros E. Protée et le gueux: Recherches sur les origines et la natura du récit picaresque dans «Guzmán de Alfarache». — Paris: Didier, 1967. — 506 p.; McGrady D. Mateo Alemán. — New York: Twayne, 1968.- 190 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV