Наши партнеры

inflatable castle
Беспроцентные кредиты

ЛОПЕ ФЕЛИКС ДЕ ВЕГА КАРПИО (LOPE FÉLIX DE VEGA CARPIO. 1562-1635)

ЛИТЕРАТУРА ИСПАНИИ

— по праву считается отцом испанского национального театра, одним из наиболее выдающихся драматургов в истории мировой литературы. Его необыкновенный поэтический талант и уникальная работоспособность снискали ему широкую известность уже при жизни. Окончив университет, Лопе де Вега участвовал в походе Непобедимой Армады, а затем, занимаясь литературой, одновременно служил секретарем у видных испанских аристократов, приблизивших его ко двору. Стремление к личной независимости, которую в то время могли предоставить только армия и церковь, продиктовало Лопе де Веге выбор карьеры священника. Однако ни причастность к инквизиции, ни духовный сан не наложили отпечатка на его творчество, искрящееся весельем и остроумием. Перу Лопе де Веги принадлежит большое число поэтических и прозаических произведений; он написал более тысячи пьес, из которых до нас дошли свыше 400 и около 200 известны по названиям. Блестящий мастер диалога и интриги, Лопе де Вега виртуозно разрабатывает сложные сюжеты, построенные на острых конфликтах. В своих жизнерадостных, полных энергии и темперамента комедиях драматург рисует испанскую жизнь своего времени. Многие пьесы великого испанского драматурга до сих пор входят в репертуар ведущих театров мира.

Учитель танцев (El maestro de danzar. 1594)

— комедия, в которой Лопе де Вега ставит ряд социальных и моральных проблем. В пьесе показаны перипетии любви молодого наваррского кабальеро Адельмаро к дочери богатого и знатного дворянина Флореле. Альдемаро беден, Флорела богата, поэтому он не может посвататься к ней и решает прибегнуть к уловке — поступить в дом ее отца учителем танцев. Но Альдемаро знатен, а ремесло, по понятиям его сословия, унижает дворянина. Возникает столкновение между Альдемаро и его семьей. Во имя большого чувства он без колебаний порывает с семьей и своим сословием. Флорела соглашается быть женой Альдемаро, еще не зная о его дворянском происхождении. Любовь у Лопе де Веги ломает сословные перегородки, и истинным носителем чести становится Альдемаро, не гнушающийся положением слуги, но остающийся верным своему чувству и сознанию человеческого достоинства.

Собака на сене (El perro del hortelano. 1613—1618)

— одна из самых знаменитых комедий в мировом репертуаре. Прекрасная Диана, богатая и скучающая вдова графа де Бельфлор, влюбляется в своего секретаря Теодоро. Она предпочитает его знатным, но пустым и ничтожным вельможам, ищущим ее руки. Молодой человек энергичен и умен, но его происхождение служит препятствием к браку с Дианой. Противопоставление Теодоро, человека из народа, аристократическим поклонникам Дианы явно говорит в пользу Теодоро. С помощью своего слуги Тристана Теодоро обманывает чванливых аристократов, окружающих Диану, выдав себя за сына одного из них. Этот обман поддерживает сама Диана, и пьеса заканчивается свадьбой героев.

Фуэнте Овехуна (Fuente Ovejuna. 1612—1613)

— широко известная драма, написанная в период наивысшего расцвета творчества Лопе де Веги и признанная самой бунтарской, революционной пьесой XVII в. В основе ее лежит действительно имевшее место восстание крестьян селения Фуэнте Овехуна (Овечий источник) в 1475—1476 гг. Лопе де Вега наделяет своих героев крестьян подлинным чувством чести, справедливости и глубокой человечности. В сравнении с ними особенно отвратительно выглядит фигура высокомерного и жестокого феодала Гомеса, пытавшегося обесчестить дочь алькальда Эстевана красавицу Лауренсию. Влюбленный в нее крестьянин Фрондосо защищает девушку от посягательств командора. Гомесу удается похитить Лауренсию во время свадьбы с Фрондосо. Возмущенные крестьяне вооружаются и убивают командора. Во время назначенного королем следствия крестьяне на вопрос, кто убил Гомеса, отвечают: «Фуэнте Овехуна». Король вынужден простить восставших крестьян и берет Фуэнте Овехуну под свое покровительство. Лопе де Вега выступает здесь, как и в других пьесах на исторические темы, сторонником королевской власти в борьбе против мятежных феодалов, за национальное единство Испании.

Звезда Севильи (La Estrella de Sevilla. 1614)

— драма, которая трактует понятие чести не как сословный предрассудок, а как неотъемлемое право человеческой личности. Стремясь представить принцип королевской власти мудрым и справедливым, Лопе де Вега вместе с тем резко осуждает тиранов, подрывающих авторитет монархии жестокостью или необдуманными, легкомысленными поступками. Таким в пьесе является кастильский король Санчо Отважный (XII в.), воспылавший страстью к сестре севильского рехидора (городского советника) Тавера Бусто, прекрасной Эстрелье (это имя по-испански значит «звезда»). Защищая честь сестры, Бусто обнажает шпагу против своего короля. Оскорбленный король тайно обязывает жениха Эстрельи дона Санчо де ла Роэлас убить Бусто, и тот с отчаянием в сердце выполняет волю монарха. Алькальды Севильи приговаривают дона Санчо к смертной казни. Тогда раскаявшийся король признается в совершении насилия и добивается оправдания выполнившего королевский приказ дворянина. Но Эстрелья, продолжая любить жениха, отказывается стать женой убийцы своего брата. Преступление короля навсегда разрушило счастье молодых людей.

Девушка с кувшином (La moza del cántaro. 1625—1632)

— комедия «плаща и шпаги» с ярко и живо очерченными характерами, среди которых выделяется образ мужественной и благородной доньи Марии. Молодая девушка из знатной семьи без колебания убивает дворянина, оскорбившего ее старого отца. Вынужденная скрываться, она бежит в Мадрид и поступает там в услужение к богатому купцу. Красота девушки, назвавшейся Исабелью, привлекает внимание молодых людей. В нее влюбляется знатный дворянин дон Хуан, причем чувства его так глубоки, что он готов жениться на бедной служанке. Любовь разрушает сословные перегородки. В финале пьесы героиня раскрывает свое подлинное имя и, получив прощение за совершенное убийство, отдает руку дону Хуану.

Произведения

Собрание сочинений: В 6 т. / Сост. Н.Томашевский; Вступ. ст. А.Смирнова, 3. Плавскина. — М.: Искусство, 1962—1965; Избранные драматические произведения: В 2 т. / Пер. под ред. Н.Любимова;

Вступ. ст. и примеч. К.Державина. — М.: Искусство, 1955; Девушка с кувшином / Пер. Т. Л.Щепкиной-Куперник; Предисл., ред. и примеч. В. С. Узина. — М.; Л.: Искусство, 1946. — 167 с.; Новеллы / Изд. подгот. А.А.Смирнов. — М.: Наука, 1969. — 310 с. — (Лит. памятники); Учитель танцев / Пер. Т. Щепкиной-Куперник; Предисл. В. Узина. — М.; Л.: Искусство, 1948. — 155 с.; Фуэнте Овехуна / Пер. М.Л.Лозинского. — М.; Л.: Искусство, 1951. — 159 с. Obras escogidas: En 3 t. / Estudio prelim., notas de F. C. Sainz de Robles. — Madrid: Aguilar, 1955—1958; El maestro de danzar. — In: Vega L. de. Comedias escogidas por J. E. Hartzenbusch. Madrid, 1928, t. 1, p. 247—262; La moza del cántaro. — In: Vega L. de. Comedias escogidas. Madrid, 1968, p. 549-565.

Литература

Лопе де Вега: Библиография русских переводов и критической литературы на рус. яз. 1735—1961 / Сост. 3. И. Плавскин, В. Г. Хольцова, Л.А.Шур. — М.: Всесоюзн. кн. палата, 1962. — 137 с.; Менендес Пидаль Р. Домашний очаг Лопе де Вега; Лопе де Вега. «Новое искусство» и «Новая биография». — В кн.: Менендес Пидаль Р. Избранные произведения: Испанская литература средних веков и эпохи Возрождения, М., 1961, с. 666—741; Плавскин 3. И. Лопе де Вега, 1562—1635. — Л.; М.: Искусство, I960. — 175 с.; Узин B.C. Общественная проблематика драматургии Сервантеса и Лопе де Вега. — М.: Высш. школа, 1963. — 95 с. Lázaro Carreter F. Lope de Vega: Introducción a su vida y obra. — Salamanca, Madrid; Barcelona: Anaya, 1966.- 231 p.; Menéndez Pidal R. De Cervantes y Lope de Vega.- Madrid: Espasa-Calpe, 1958. — 173 p.; Vossler K. Lope de Vega y su tiempo / Trad, de R. de la Serna. — Madrid: Revista de Occidente, 1933.- 367 p.

Вернуться к оглавлению