ХУАН РУИС ДЕ АЛАРКОН-И-МЕНДОСА (JUAN RUIZ DE ALARCÓN Y MENDOZA. 1581-1639)

ЛИТЕРАТУРА ИСПАНИИ

— драматург, родился в Мексике в дворянской семье. Получив юридическое и философское образование в Саламанкском университете, он занимался адвокатской практикой сначала в Испании (1603—1608), а затем в Мексике (1608—1613). Около 1614 г. Аларкон вернулся в Испанию и в 1625 г. получил должность докладчика в Совете по делам Индий, которую он занимал до конца жизни. В 1628 и 1634 гг. вышли два сборника драматических произведений Аларкона, первый включал 8 пьес, второй — 12. Драматург не следовал в них ни Лопе де Веге, ни Кальдерону. Его интересовала этическая сторона событий и человеческих поступков: конфликты в своих комедиях он решал в пользу добродетели; испанская комедия Золотого века у Аларкона приобрела морализаторский оттенок. Почти все его комедии назидательны («Сомнительная правда», «И стены имеют уши», «Нет худа без добра», «Испытание мужей» и др.). Другие особенности театра Аларкона — психологическая обоснованность интриги и реалистичность, бытовая конкретность фона, на котором разворачивается сюжет. Благодаря морализаторским тенденциям театр Аларкона завоевал симпатии французских драматургов классицизма, давших новую жизнь некоторым из сюжетов, созданных испанским писателем.

Сомнительная правда (La verdad sospechosa. 1616—1618)

— пьеса, обладающая значительными сценическими достоинствами: строго выдержанным единством действия, мастерски развернутой интригой, точным и простым диалогом. Герой пьесы дон Гарсиа — хорошо воспитанный молодой человек, умный и смелый, но необыкновенный лгун. Это последнее свойство его характера приводит к ряду запутанных положений. Вернувшись из Саламанкского университета в Мадрид, дон Гарсиа опутывает себя сетью лживых вымыслов. Он рассказывает молодой девушке Хасинте, в которую влюбляется при первой же встрече, небылицу о том, что он приехал из Перу и баснословно богат. Придумывая одну ложь за другой, герой комедии подготавливает себе печальный удел. Хасинта, узнав, что дон Гарсиа неисправимый лгун, отказывается стать его женой. Сюжет этой комедии был использован Гольдони, а также Корнелем в комедии «Лгун» — первой комедии характеров во французской литературе.

Ткач из Сеговии (El tejedor de Segovia. Около 1634)

— пьеса, утверждающая личное достоинство и право человека на борьбу с власть имущими. Дворянин дон Фернандо, встав во главе отряда отважных разбойников под именем сеговийского ткача Педро Алонсо, мстит фаворитам короля за гибель своего отца. Противники Фернандо, аристократы из свиты короля, изображены в пьесе мелкими эгоистами и себялюбцами. Великодушный разбойник Фернандо, защитник всех слабых и угнетенных, в конце пьесы выступает патриотом, смело побеждающим врагов Испании.

Произведения

Сомнительная правда / Пер. М.Лозинского. — В кн.: Испанский театр, М., 1969, с. 379—484; Ткач из Сеговии / Пер. Ф. В.Кельина; Ред., вступ. ст. и примеч. В. С. Узина. — М.; Л.: Искусство, 1946.- 170 с. Obras completas: En 2 t. / Introd. de A. V. Ebersole. — New York: Adelphi univ., 1966.

Литература

Плавскин 3. И. О «комедии характеров» Аларкона. — В кн.: Романо-германская филология. Сборник в честь академика В.Ф. Шишмарева. Л., 1957, с. 214—220. Brenes С. О. El sentimiento democrático en el teatro de Juan Ruiz de Alarcón. — Valencia: Castilla, I960. — 278 p.; Jiménez Rueda J. Juan Ruiz de Alarcón y su tiempo,— México: Porrúa, 1939. — 327 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV