ТИРСО ДЕ МОЛИНА (TIRSO DE MOLINA. 1581-1648)

ЛИТЕРАТУРА ИСПАНИИ

— псевдоним Габриэля Тельеса, комедиографа, принадлежавшего к прославленной драматургической школе Лопе де Веги. Сведения о его жизни немногочисленны. В 1617—1618 гг. он по поручению католического ордена мерсенариев, к которому принадлежал, совершил путешествие в Америку, получил звание магистра богословия. Литературная деятельность навлекла на него гнев католической церкви, в 1625 г. он был «отлучен от писания комедий» и сослан в далекий провинциальный монастырь, что, однако, не помешало ему до конца жизни оставаться верным своему призванию. Драматургическая манера Тирсо де Молины характеризуется мастерством интриги, которая часто приобретает самодовлеющее значение. В его творчестве утрачиваются глубина и яркость характеристик персонажей, присущие Лопе де Веге, и ослабляется психологическая мотивировка их поступков, отличающая комедии Руиса де Аларкона. Кроме комедий, перу Тирсо принадлежат пьесы религиозно-философского содержания. В 1621 г. писатель выпустил том своих произведений под названием «Толедские виллы»; в него вошли лирические стихи, пьесы и новеллы. Наиболее популярными стали его комедии интриги, и в этом жанре он создал ряд замечательных произведений, сыгравших большую роль в истории мировой культуры и доныне сохранивших художественную ценность.

Дон Хиль — Зеленые штаны (Don Gil de las calzas verdes. 1614—1615)

— история борьбы обольщенной девушки за свою честь — сюжет, характерный для испанской «комедии плаща и шпаги». Знатная, но небогатая донья Хуанита, покинутая возлюбленным — доном Мартином, отправляется вслед за ним в Мадрид, чтобы помешать ему жениться на богатой невесте. Она переодевается в мужское платье и принимает имя дон Хиль. С этого момента пьеса превращается в замысловатую драматургическую головоломку. Действие заканчивается полной победой героини и счастливой свадьбой.

Севильский озорник, или Каменный гость (El burlador de Sevilla o El convidado de piedra. 1630)

— первая обработка народной легенды о севильском озорнике. Тирсо де Молина создал сюжет, который позже неоднократно перерабатывался в европейской литературе. Дон Хуан в комедии Тирсо выведен развратником и циником, который задумал украсть невесту у своего друга. Пробравшись к ней под видом жениха, он встречает командора, ее отца, и убивает его. Издеваясь над памятью убитого, дон Хуан приглашает его статую отужинать с ним. В ответ статуя просит его к себе, и когда дон Хуан, не слушая уговоров своего слуги Каталинона, является в церковь к гробнице командора, то гибнет, провалившись в преисподнюю. Образ дона Хуана неоднозначен: его отвага, жизнерадостность и кипучая энергия вызывают симпатию, но автор резко осуждает его легкомыслие и аморальность.

Произведения

Комедии: В 2 т. / Сост. В.Столбова; Вступ. ст. В.Силюнаса. — М.: Искусство, 1969; Толедские виллы / Пер. и коммент. Е.Лысенко; Предисл. Н.Томашевского. — М.: Худож. лит., 1972. — 319 с. Obras dramáticas completas: En 3 t. / Ed. crítica de B. de los Ríos. — Madrid Aguilar, 1946—1958.

Литература

Кржевский Б. А. Тирсо де Молина (1571—1648); Тирсо де Молина и Лопе де Вега; Источник комедии Тирсо де Молины «Из Толедо в Мадрид». — В кн.: Кржевский Б. А. Статьи о зарубежной литературе, М.; Л., 1960, с. 100—207. Maurel S. L'univers dramatique de Tirso de Molina: These. Paris, 1971. — 621 p.; Studi tirsiani. — Milano: Feltrinelli, 1958. — 188 p.; Tirso de Molina; Ensayos sobre la biografía y la obra del padre Gabriel Téllez.- Madrid, 1949.- XXIII, 931 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV