Наши партнеры

inflatable castle
Беспроцентные кредиты

БАЛЬТАСАР ГРАСИАН-И-МОРАЛЕС (BALTASAR GRACIÁN Y MORALES. 1601-1658)

ЛИТЕРАТУРА ИСПАНИИ

— прозаик, моралист и теоретик искусства эпохи барокко, автор аллегорической «эпопеи в прозе» «Критикон», моральных трактатов «Герой» (1637), «Политик» (1640), «Благоразумный» (1646), «Искусство изобретательности, или Трактат об Остроумии» (1642; 2-е, расширенное издание —

1648, под названием «Остроумие и искусство изобретательности»), сборника афоризмов «Карманный оракул» (1647). Мышление Грасиана глубоко парадоксально, а его творчество вырастает из напряженного согласования противоречащих друг другу установок и утверждений. Человеческий идеал Грасиана-моралиста — Герой одноименного трактата и герои других его произведений — Личность, то есть «гигант», обладатель великой воли и выдающихся способностей, творец самого себя, наделенный вместе с тем такими «добродетелями», как скрытность, проницательность, расчетливая рассудительность и способность мимикрировать, сливаясь с враждебным окружением; перечисленные качества, объединенные под общим понятием Благоразумие, равно как и высота духа, дают Герою возможность противостоять изменчивости Фортуны. С современной же точки зрения Личность Грасиана — абсолютная обезличенность, максимальная подгонка индивидуальности под надындивидуальный стандарт. В философско-этических воззрениях Грасиана отразились его век и его личная судьба: рожденный в арагонском селении Бельмонте, в семье простого лекаря, не исключено, что «новохристианского» происхождения (фамилия «Грасиан» — латинизированный перевод древнееврейского «хен» — милость), предназначенный с детства к духовной карьере, принявший монашеский обет в Ордене иезуитов (так называемое «монашество в миру») и сделавший в Ордене определенную карьеру, Грасиан в то же время постоянно подвергался гонениям и преследованиям (вплоть до ссылки и приговора к строгому покаянию «на хлебе и воде» за год до смерти) за «высокомерие» и успехи на литературном поприще (свои сочинения, принесшие ему всеевропейскую известность, Грасиан создавал и публиковал без орденских санкций). Эстетические взгляды Грасиана — одно из самых ярких проявлений барочного взгляда на творчество как на активизацию воображения потребителя искусства, который должен стать «соавтором» поэта, создателя причудливых метафор и загадочных аллегорий.

Критикон (El criticón. 1651-1657)

— обширное аллегорическое повествование философско-моральной и сатирической направленности, которое нередко именуют «романом», но задуманное самим автором как «эпическая поэма в прозе». Современные исследователи определяют жанр «Критикона» как эпопею-мениппею, в которой в форме аллегорического повествования, построенного по фабульной схеме позднегреческого романа испытаний, представлен поиск человеком смысла своего существования. Герои «Критикона» — Критило и Андренио, лишенные индивидуальности, обязательной для героев романа, — двуипостасное воплощение человеческой природы как противоречивого единства разума и чувственности, культуры и природы, опыта и заблуждений. Смысл человеческой жизни, по Грасиану, — в обретении человеком бессмертия, гарантом которого служат его великие деяния и его творения. Наряду с небесным блаженством, уготованным праведникам (традиционное христианское решение темы победы над смертью), героев Грасиана в конце жизненного пути ожидает Остров Бессмертия, куда попадают также немногие избранные, но мера их избранничества — не христианское смирение, а героическое самовозвеличивание. Человек проходит свой жизненный путь под знаком разочарования в прелестях плотского и социализированного существования (центральная тема культуры барокко). В «Критиконе» представлен весь цикл человеческой жизни — от рождения до смерти, — разделенный на четыре «возраста» (детство, юность, зрелость и старость), уподобленных временам года от весны до зимы. Каждая из главок «эпопеи» носит название «кризис» и изображает освобождение мужающего Андренио, а то и его более умудренного жизнью спутника от какой-либо из иллюзий. Одновременно, проводя своих героев по градам и весям современной ему Испании и по дорогам Европы, Грасиан разворачивает сатирико-критическую панораму европейской цивилизации на заре Нового времени, говоря о своем веке, что он «не для людей выдающихся ни в ратных делах, ни в подвигах«, изображая аллегорическую улицу Города Мира заполненной «всяческими скотами и гадами», так что «люди истинно достойные не смеют показаться, живут уединенно, замкнувшись в своей умеренности и скромности». Ложь, лицемерие, обман, фальшивое мнение скотоподобной толпы царят в мире, но всесильное время уничтожает все, кроме плодов Высокого духа.

Произведения

Карманный оракул; Критикон / Изд. подгот. Е.М.Лысенко и Л. Е. Пинский. — М.: Наука, 1981. — 631 с. — (Лит. памятники). Obras completas / Estudio prelim, bibliogr. y notas de A. del Hoyo. — Madrid: Aguilar, 1960. — CCLXXI, 1319 p.

Литература Gracián y su época: Actas de la I Reunión de filólogos aragoneses. — Zaragoza: Inst. Fernando el Católico, 1986; Correa Calderón E. Baltasar Gracián: Su vida y su obra. — Madrid: Gredos, 1970. — 426 p.; Heger K. Baltasar Gracián. — Zaragoza: Inst. Fernando el Católico, 1982. — 230 p.

Вернуться к оглавлению