ХОСЕ ДЕ ЭСПРОНСЕДА-И-ДЕЛЬГАДО (JOSÉ DE ESPRONCEDA Y DELGADO. 1808-1842)

ЛИТЕРАТУРА ИСПАНИИ

— один из крупнейших поэтов испанского романтизма, родился в Альмендралехо (Бадахос) в семье военного. Образование он завершил в Мадриде и еще юношей вступил в тайное революционное общество «Нумантинос». Вскоре за революционную деятельность был сослан в монастырь в Гвадалахаре. Оттуда ему удалось бежать в Гибралтар, а потом в Лиссабон. В 1828 г. поэт вынужден был эмигрировать в Лондон, а затем в Париж, где принял участие в революции 1830 г., сражаясь на баррикадах. В это время он пишет много лирических стихотворений, исполненных одиночества и тоски по родине. В одном из них, «Родина», звучит призыв к борьбе с тиранией. После амнистии 1833 г. поэт вернулся в Испанию. Последние годы жизни Эспронседа активно участвует в общественной жизни страны, защищая республиканские идеалы. Стихотворение «Второе мая» и поэмы «Саламанкский студент» и «Мир-дьявол», написанные после возвращения на родину, — наиболее значительные произведения последнего периода творчества поэта.

Саламанкский студент (El estudiante de Salamanca. 1840)

— романтическая поэма, в которой Эспронседа использовал национальную легенду о Дон Хуане, — выражение протеста против существующего общественного порядка и вместе с тем чувства безнадежности и одиночества. Студент Саламанкского университета дон Феликс де Монтемар изображен в поэме мрачным прожигателем жизни. В гордом высокомерии он попирает обычаи и представления окружающих. В его дерзаниях и разочарованиях передана трагедия индивидуального бунтарства. Монтемар мечется в поисках новых, неизведанных ощущений. Бурная смена его настроений изображена в вихре фантастических и реальных образов. Поэма заканчивается гибелью героя.

Мир-дьявол (El diablo mundo. 1841)

— незавершенная поэма, задуманная Эспронседой как песнь человеческой жизни. Подобно Фаусту Гёте, герой поэмы превращается из дряхлого старца в юношу. Автор называет его Адамом и, сталкивая своего героя с различными сторонами испанской действительности, показывает ее неприглядность. Торжественный тон первой песни сменяется лирическими интонациями в «Песни Тересе», в которой автор оплакивает свою умершую возлюбленную. Далее — в двух драматических сценах «Из мадридской жизни» — поэма превращается в памфлет на современную Эспронседе Испанию с резкими выпадами против ее административных, политических и церковных учреждений. В многочисленных отступлениях поэт, обращаясь к читателю, декларирует свое презрение к правилам, навязанным поэзии, свой скепсис и бунтарское отношение к миропорядку.

Произведения

Избранное / Ред. пер. М.Талова; Послесл. М.Т.Леон. — М.: Гослитиздат, 1958. — 414 с. Obras poéticas completas. — Madrid: Aguilar, 1959. — 717 p.; El diablo mundo. — Madrid: Espasa-Calpe, 1938,- 242 p.; Poesías y El estudiante de Salamanca.- Madrid: Espasa-Calpe, 1942.- XXXV, 258 p.

Литература

Петров Д. К. Россия и Николай I в стихотворениях Эспронседы и Россетти — СПб • Тип -лит Винеке, 1909. - VIII, 192 с. Campos J. Espronceda: Estudio y antología.- Madrid: Сотр. bibliogr. española, 1963.- 216 p.; Carnero G. Espronceda. — Madrid: Júcar, 1974. — 245 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV