БЕНИТО ПЕРЕС ГАЛЬДОС (BENITO PÉREZ Galdós. 1843-1920)

ЛИТЕРАТУРА ИСПАНИИ

— один из крупнейших представителей критического реализма в испанской литературе. Его литературное наследие огромно: семьдесят семь романов, повести, драмы, комедии, большое число очерков и критических статей. Гальдос родился в Лае-Пальмасе (Канарские острова). Отец писателя, офицер испанской армии, был участником освободительной войны 1808—1814 гг. против наполеоновского вторжения. В 1862 г. Гальдос поступает на юридический факультет Мадридского университета, активно участвует в антимонархических студенческих волнениях 1865 г. Оставив университет, Гальдос целиком посвящает себя литературе. В период буржуазной революции 1868—1874 гг. он принимает участие в работе Кортесов (парламента). Этот период его жизни ознаменован началом работы над циклом исторических романов под общим заглавием «Национальные эпизоды» — трудом всей его жизни, который по грандиозности замысла может сравниться только с «Человеческой комедией» Бальзака. В сорока семи книгах «Национальных эпизодов» (1873—1912) нашла отражение жизнь испанского общества прошлого столетия: наполеоновское нашествие, династические войны, испанская революция 1868—1874 гг. и период реставрации Бурбонов. Романы каждого цикла объединены общей сюжетной линией — жизнеописанием героя. В то же время каждый роман в отдельности представляет собой законченное произведение, самостоятельное по композиции. Наиболее популярны романы первого цикла, который открывается изображением кризиса абсолютистского режима в начале XIX в. («Трафальгар», 1873; «Двор Карла IV», 1873). Романы «19 марта и 2 мая» (1873) и «Байлен» (1873) рассказывают о народных восстаниях против французских захватчиков. Различные этапы борьбы испанского народа против наполеоновской армии показаны в романах «Наполеон в Чамартине» (1874), «Хуан Мартин эль Эмпесинадо» (1874), «Сарагоса» (1874),

«Херона» (1874), «Кадис» (1874) и «Сражение при Арапилях» (1875). Повествование в романах этого цикла (исключая «Херону») ведется в форме воспоминаний молодого человека Габриэля Арасели, непосредственного участника описываемых событий. Наряду с этим Гальдос создает романы на актуальные темы, среди которых самые значительные — «Донья Перфекта» (1876), «Глория» (1877), «Марианела» (1897), «Обездоленная» (1881), «Друг Мансо» (1882), «Очарованный кабальеро» (1909).

Сарагоса (Zaragoza. 1874)

— роман, один из наиболее сильных в первом цикле «Национальных эпизодов». В нем с обстоятельнейшими подробностями рассказывается об осаде французами города Сарагосы, продолжавшейся с 20 декабря 1808 г. по 21 февраля 1809 г. Герой романа — испанский народ, который оказал врагу отчаянное сопротивление, защищая родной город. В неравной борьбе с неприятелем, под огнем вражеских батарей, страдая от голода и эпидемий, патриоты «приносили в жертву кровь и жизнь», превращая каждую улицу в поле битвы и каждый дом — в крепость. Единый порыв движет всеми жителями города — от богатого горожанина Хосе де Монторьи до бездомного калеки-нищего, который, умирая, отдает свои костыли раненному в ногу, но не желающему сдаться Монторье. Автор рассказывает о героизме и мужестве испанских патриотов, рисует яркий образ «самой смелой женщины Сарагосы» Мануэлы Санчес. Разрушенный город вынужден сдаться. Однако через весь роман проходит мысль, что народ, умеющий так сражаться, не может быть побежден.

Кадис (Cádiz. 1874)

— роман, действие которого происходит, как явствует из заглавия, в Кадисе. Исторические события, на фоне которых развивается вымышленный сюжет, относятся к осени 1810 — весне 1811 г., когда в разгар освободительной войны против наполеоновской армии в городе начал работать над первой конституцией страны первый в истории Испании парламент (Кортесы). Как и в других романах первого цикла, повествование ведется от лица Габриэля Арасели, здесь уже молодого офицера, отличившегося во время осады Сарагосы. Прибыв в город, Габриэль узнает, что его возлюбленная Инес, с которой судьба его непрестанно разлучает, живет в доме графини де Румблар, женщины властной, фанатичной сторонницы «старого порядка». Герою становится известно, что графиня намерена женить на Инес своего сына. Но Габриэля пугает даже не это, а подозрение, что девушка полюбила лорда Грея (он появился в городе вместе с британскими союзниками). Встретиться с Инес оказывается весьма трудно, потому что графиня держит ее взаперти. Занятый своими чувствами, герой, однако, не упускает случая послушать политические дебаты в парламенте, а на обедах графини де Румблар не без иронической улыбки прислушивается к рассуждениям ярых противников конституции и либерализма. Между тем интрига, в которой участвуют англичанин, Инес, дочери графини — Асунсьон и Пресентасьон, совершенно запутывается, но, к счастью для Габриэля, жертвой обольстительного лорда Грея оказывается не Инес, а Асунсьон, и после всех тревог наступает благополучная для юноши и его возлюбленной развязка.

Донья Перфекта (Doña Perfecta. 1876)

— роман, с большой обличительной силой показывающий современное писателю испанское общество. В провинциальный городок Орбахоса приезжает молодой инженер Пепе Рей, приглашенный тетушкой, богатой помещицей доньей Перфектой. Он надеется встретить здесь патриархальную простоту нравов и обрести «вергилиевский покой». Однако, знакомясь с местным обществом, возглавляемым хищной и деспотичной доньей Перфектой, Пепе Рей с удивлением, а потом и с ужасом видит, что среда, в которой ему придется жить, — это царство невежества и предрассудков. Рей влюбляется в дочь доньи Перфекты Росарио. Пытаясь вырвать ее из этой среды, он гибнет от руки подосланного доньей Перфектой убийцы. Донья Перфекта видит в Пепе не только неугодного ей претендента на роль зятя, но и человека с новыми, чуждыми взглядами, опасного нарушителя общественного порядка.

Произведения

Донья Перфекта / Пер. С. Вафа, А. Старостина; Предисл. Н. Габинского. — М.: Гослитиздат, 1956. — 207 с.; Повести: Торквемада на костре; Торквемада в чистилище; Торквемада и святой Петр / Предисл. 3. Плавскина. — М.: Гослитиздат, 1958. — 600 с.; Двор Карла IV; Сарагоса: Романы / Предисл. Д. Прицкера. — М.: Худож. лит., 1970. — 432 с.; Тристана; Назарин; Милосердие: Романы / Вступ. ст. 3. Плавскина. — Л.: Худож. лит., 1987. — 534 с.; Херона; Кадис: Романы / Предисл. Д. Прицкера. — М.: Худож. лит., 1973. — 405 с. Obras completas: En 5 t. / Introd. y notas de F. C. Sainz de Robles. — Madrid: Aguilar, 1966—1968; Cádiz. — М.: Ed. en lenguas extranjeras, 1951. — 291 p.; Doña Perfecta / Предисл. К. В. Цуринова. — М.: Ed. en lenguas extranjeras, 1952. — XXII, 238 p.; Zaragoza. — М.: Ed. en lenguas extranjeras, 1953. — 239 p.

Литература Bravo-Villasante C. Galdós. - Madrid: Mondadori, 1988. - 227 p.; Guitón R. Galdós novelista moderno. -Madrid: Taurus, 1960. - 299 p.; Regalado García A. Benito Pérez Galdós y la novela histórica española, 1868—1912 / Pról. de М. Duran. — Madrid: ínsula, 1966. — 586 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV