МИГЕЛЬ ДЕ УНАМУНО-И-ХУГО (MIGUEL DE UNAMUNO Y JUGO. 1864-1936)

ЛИТЕРАТУРА ИСПАНИИ

— родился в баскском городе Бильбао, там прошли его детские и отроческие годы. Он рано потерял отца, был воспитан матерью, ревностной католичкой, и под ее влиянием собирался стать священником. Однако жизнь его сложилась иначе. В 1880 г. он поступил на отделение классической филологии Мадридского университета и, успешно окончив его (1884), стал преподавателем сначала латыни в родном городе, потом (с 1891) греческого языка и литературы в университете Саламанки. Назначенный в 1901 г. ректором Саламанкского университета, спустя 13 лет Унамуно был отстранен от этой должности за антимонархические статьи и восстановлен на том же посту только в 1930 г., после падения диктатуры Примо де Риверы. Уже в студенческие годы Унамуно проявлял склонность к философии. Тогда же пошатнулась его вера в догматы католической церкви. Увлечение Гегелем сменилось по возвращении в Бильбао интересом к идеям социализма. Позже с не меньшей увлеченностью Унамуно изучает Спенсера, Шопенгауэра, Карлейля и Кьеркегора. Направление его философских интересов, формирование его как писателя и мыслителя определяется глубоким духовным кризисом, связанным с утратой веры и безуспешными попытками вновь ее обрести. Пережитый впервые в 1897 г., этот кризис в значительной мере определяет и мировоззрение, и круг тем, и творческую манеру Унамуно-писателя. Первый, «докризисный» роман «Мир в войне» (1897) написан еще по традиционным канонам. В нем автор вспоминает свое детство и один из эпизодов второй карлистской войны — осаду Бильбао, свидетелем которой он стал в свои юные годы. Последующие романы — «Любовь и педагогика» (1902), «Туман» (1914), «Авель Санчес» (1917), «Тетя Тула» (1921), «Святой мученик Мануэль Добрый» (1931) и др. — уже строятся вокруг «идей-страстей» и отражают размышления писателя о судьбе личности, ее становления, конфликтах и бессмертии. Близкий в интерпретации человеческого существования к экзистенциалистам, Унамуно, однако, признает истинной жизнь личности не тогда, когда она сознает свое бытие для смерти, а тогда, когда она бросает вызов смерти. В романах-параболах Унамуно действие доминирует над описаниями; примет времени, бытовых деталей нет или почти нет. Точно так же и в его драмах «Сфинкс» (1898—1908), «Федра» (1910—1911), «Прошлое, которое возвращается» (1912), «Соледад» (1921), «Другой» (1926—1932), «Рахиль» (1921) и др. конкретный фон отсутствует. Отпечаток внутреннего конфликта, интеллектуальной драмы, которую переживал автор на протяжении многих лет, несут на себе и произведения других жанров: эссе, статьи, лекции, письма. С большой глубиной личность писателя раскрылась в его поэзии (1-й сб. «Стихи», 1907).

Авель Санчес (Abel Sánchez. 1917)

— роман, тема которого навеяна библейской историей о Каине и Авеле. Размышления над ней много занимали автора и до и после написания книги. «История одной страсти» — так в подзаголовке к роману автор определил его содержание. Позже он объяснил, что, создавая этот роман, хотел достичь самого дна человеческой души, тех глубин ее, в которые люди остерегаются погружаться. Как говорится в преамбуле, герой романа Хоакин Монегро оставил дочери записки, в которых запечатлелась его мучительная страсть. Но само повествование ведется от автора, и лишь время от времени в него вводятся фрагменты из «Исповеди». Однолетки Хоакин Монегро и Авель Санчес знакомы с самого раннего детства. К этой поре и восходит зависть Хоакина к Авелю, которому все дается легко: симпатии товарищей, ученье, любовь Елены, не ответившей на чувства Хоакина, слава талантливого живописца... Каждый новый успех друга детства, почти брата, вызывает у Хоакина прилив темной, удушающей ненависти. Каждая новая вспышка разрушительной страсти заставляет отчетливее видеть и понимать свой недуг, тяжким напряжением всех сил подавлять душевную бурю, искать способ избавиться от наваждения. Каждый шаг в его жизни, сам по себе обычный и естественный, — брак, избрание Авелина Санчеса (сына Авеля) ассистентом, речь на банкете в честь Авеля, устройство семейной жизни дочери — плод сомнений и внутренней борьбы, акт соперничества и попытка спастись, повод к мрачным раздумьям и угрызениям совести. Не победитель и не побежденный, Хоакин находится в постоянной борьбе с собой. Дважды он одерживает верх над искушением уничтожить Авеля. Первый раз, когда, пользуясь уже репутацией опытного врача, спасает жизнь тяжело заболевшему художнику. Второй раз, когда, задумав разрушить легенду о гениальности Авеля-живописца, произносит убедительную речь во славу кисти своего друга, чем упрочивает его триумф. Но обрести покой герой не смог ни в эти моменты, ни тогда, когда пытался утешиться в браке с сострадательной Антонией, ни когда искал опоры в религии, ни приблизив к себе Авелина Санчеса. Сквозь призму этой поистине демонической страсти-ненависти герой осознает себя, подходит к непреходящим вопросам бытия. Создавая новые и новые ситуации для раскрытия внутренней драмы, автор отбрасывает все бытовые подробности, с которыми так или иначе связана человеческая жизнь. Драма разыгрывается как бы вне времени и пространства. Это придает ей отвлеченно-обобщающий характер. Чтобы лишить основную коллизию исключительности, Унамуно вводит еще двух действующих лиц: циника Федерико Куадрадо, с которым Хоакин знакомится в казино, и вечно бедствующего арагонца. В случайном знакомстве Хоакину приоткрывается бездна, которую каждый из них скрывает от мира.

Произведения

Избранное: В 2 т. / Вступ. ст. и коммент. И.Тертерян. — Л.: Худож. лит., 1981; Назидательные новеллы / Сост. и вступ. ст. В.Столбова; Ред. пер. П.Глазовой. — М.; Л.: Гослитиздат, 1962. — XXI, 363 с.; Унамуно М. де. Туман; Авель Санчес; Валье-Инклан Р. дель. Тиран Бандерас; Бароха П. Салакаин Отважный; Вечера в Буэн-Ретиро. — М.: Худож. лит., 1973. — 845 с. — (Б-ка всемирн. лит.) Obras completas: En 9 t. — Madrid: Aguado, 1958—1971; Abel Sánchez; La tía Tula. — Habana, 1970. — 251 p.

Литература

Тертерян И.А. Мигель де Унамуно. — В кн.: Тертерян И.А. Испытание историей. Очерки испанской литературы XX века, М., 1973, с. 75—129; Эджертон В. Достоевский и Унамуно. — В кн.: Сравнительное изучение литератур, Л., 1976, с. 189—194. García Blanco М. En torno a Unamuno. — Madrid: Taurus, 1965. — 625 p.; Miguel de Unamuno / Ed. de A. Sánchez Barbudo. — Madrid: Taurus, 1974. — 406 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV