Наши партнеры

water city slide
Беспроцентные кредиты

PAMOH МАРИЯ ДЕЛЬ ВАЛЬЕ-ИНКЛАН (RAMÓN MARÍA DEL VALLE-INCLÁN. 1869-1936)

ЛИТЕРАТУРА ИСПАНИИ

— один из крупнейших испанских драматургов XX в. Детство и юность его прошли в Галисии. На родине он издал свою первую книгу прозы «Женские лики. Шесть любовных историй» (1894), в которой, как и в нескольких последовавших за ней произведениях («Эпиталама», «Пепел», «Адега», «Двор любви»), сказались влияние модернизма, увлечение эротической темой, любование жизнью в ее чувственно воспринимаемых проявлениях. Ранняя изысканно архаичная и ритмизованная проза писателя изобиловала неожиданными поэтическими образами: в тогдашнюю программу Валье-Инклана входили поиски новых словосочетаний. Фоном к сюжетам служили экзотично-живописные утолки Мексики или Галисии (до своего переезда в 1895 г. в Мадрид писатель побывал в Мексике, и мексиканские впечатления использовались им на разных этапах творчества). Совершенным выражением художественных устремлений Валье-Инклана в первый период литературной деятельности стал прозаический цикл «Сонаты» (1902—1905), в котором оригинально разрабатывалась тема Дон Жуана. В 10-е гг., когда писатель работает над «варварскими комедиями» и серией романов о карлистских войнах, чисто эстетические поиски вытесняются интересом к истории, драматическим коллизиям, внелитературным общезначимым проблемам. Если прежде прозаика восхищала аристократическая тонкость, то теперь он черпает вдохновение в народной стихии, обращаясь к галисийскому фольклору. Постепенно складывается стиль позднего Валье-Инклана и тот оригинальный «валье-инклановский» жанр драмы, который он назовет в 1921 г. «эсперпенто» (буквально — «пугало»). В пьесах этого жанра («Голова дракона», «Божественные слова», «Маркиза Розалинда», «Рога дона Фриолеры», «Светоч богемы», «Вторник карнавала» и др.) внешнюю экзотику заменяет пестрота социальных типов — от знатного феодала до нищего и уличной женщины. Гиперболизация и гротеск становятся основными приемами воссоздания действительности, причем не только в драматургии, но и в последних романах Валье-Инклана: «Тиране Бандерасе» (1927) и двух частях цикла «Арена иберийского цирка» («Двор чудес», 1927; «Да здравствует мой повелитель!», 1928). Творческой эволюции писателя сопутствует и в известной мере ее определяет эволюция его общественных взглядов. Аполитичный в молодости, в зрелые годы он участвует в движении левой интеллигенции против диктатуры Примо де Риверы, активно занимается общественной деятельностью. Валье-Инклан вошел в историю испанской литературы как блестящий стилист, реформатор испанского литературного языка и новатор в области драматургии.

Тиран Бандерас (Tirano Banderas. 1926)

— роман, действие которого происходит в вымышленной латиноамериканской республике Санта-Фе-де-Тьерра-Фирме. Целью писателя было создание обобщенного образа латиноамериканского диктатора, при этом опирался он главным образом на свои наблюдения в Мексике: язык романа изобилует мексиканской диалектной лексикой, пейзажи вымышленной страны напоминают прежде всего Мексику, и сама фигура генерала Сантоса Бандераса имеет портретное сходство с Порфирио Диасом. Работая над романом с 1923 по 1926 г., автор особенно тщательно обдумывал его структуру и выбрал принцип свободного монтажа эпизодов. Действие резко переносится из лагеря восставших революционеров в логово диктатора, из тюрьмы, где ждут смертного приговора противники диктатуры, в притон, где развлекаются подручные тирана, и т. д. В процессе создания книги прозаик использовал разнообразные материалы (газеты, хроники XVI в.), придав вымышленным персонажам черты сходства с известными политическими деятелями Европы и Америки. Замысел писателя удался вполне. «Тиран Бандерас» стал классическим романом на латиноамериканскую тему.

Произведения

Избранные произведения: В 2 т. / Сост. Н. Снеткова; Предисл. И. Тертерян. — М.: Худож. лит., 1986; Избранное / Вступ. ст. Г.Степанова. — Л.: Худож. лит., 1969. — 624 с.; Сонаты: Записки маркиза де Брадомина / Пер. А.Шадрина; Вступ. ст. Г.Степанова. М.; Л.: Худож. лит., 1966. — 312 с.; Тиран Бандерас / Пер. Т.А.Гликман; Вступ. ст. Г.В.Степанова. — М.; Л.: Гослитиздат, 1959. — 215 с.; То же / Пер. Н.Томашевского. — В кн.: Унамуно М. де. Туман; Авель Санчес; Валье-Инклан Р. дель. Тиран Бандерас; Бароха П. Салакаин Отважный; Вечера в Буэн-Ретиро, М., 1973, с. 301—477. Obras escogidas / Pról. de G. Gómez de la Sema. — 3 ed. — Madrid: Aguilar, 1965. — 1333 p.; Tirano Banderas: Novela de tierra caliente. — La Habana: Consejo пае. de cultura, 1964. — 290 p.

Литература

Тертерян И.А. Рамон дель Валье-Инклан. — В кн.: Тертерян И.А. Испытание историей: Очерки испанской литературы XX века, М., 1973, с. 130—217. Fernández Almagro М. Vida y literatura de Valle-Inclán. — Madrid: Taurus, 1966. — 257 p.; Hormigón J. A. Ramón del Valle-Inclán. La política, la cultura, el realismo y el pueblo. — Madrid: Corazón, 1972. — 426 p.; Umbral F. Valle-Inclán. - Bilbao: Unión, 1968. - 166 p.

Вернуться к оглавлению