ПИО БАРОХА-И-НЕССИ (PÍO BAROJA Y NESSI. 1872-1956)

ЛИТЕРАТУРА ИСПАНИИ

— один из писателей «поколения 98-го года», родился в Сан-Себастьяне в семье горного инженера-баска. Врач по образованию, литературную деятельность он начал в 1887 г. и за шестьдесят лет написал около ста книг: романов, новелл, сборников эссе, публицистики, мемуаров, выпуская с неизменной последовательностью 2—3 книги в год. Романы Барохи собраны в трилогии и циклы: «Земля басков» (1900—1909), «Фантастическая жизнь» (1901—1906), «Борьба за существование» (1904), «Прошлое» (1906—1907), «Города» (1910—1920), «Агония нашего времени» (1926—1927), «Раса» (1931—1932), «Темная чаща» (1932) и др. Наиболее известен цикл «Воспоминания человека действия», которому он посвятил более 20 лет жизни (1912—1935), включающий 22 романа. Общественно-политические взгляды Пио Барохи были противоречивы и претерпели сложную эволюцию на протяжении его долгого жизненного пути. Писатель непримиримо относился к буржуазному обществу, и произведения его содержат жесточайшую критику всех его институтов, включая государство и католическую церковь. В то же время он не верил в прогресс, возможность победы добра над злом и несправедливостью. Отсюда идея борьбы во имя борьбы, без надежды на успех. Сам Бароха условно разделил свое творчество на два периода, определяя первый (до начала мировой войны 1914 г.) как «время жестокости, запальчивости и отчаянной тоски», второй — как «эпоху историзма, критики, иронии». Мотивы социального отрицания особенно сильны в первый период. Позднее в большей степени выступают мотивы разочарования, неверия, пессимизма. Как художник Бароха явился продолжателем реалистических традиций в испанской литературе. Один из излюбленных образов Барохи — чудак, прекраснодушный гуманист, находящийся в безысходном разладе с действительностью и терпящий поражение в столкновении с ней. Но в ряде его романов появляется трезвая, практическая и деятельная личность. Сочувственно изображает писатель человека труда, уделяя особое внимание наиболее острым социальным проблемам Испании. Романы Барохи, в которых отсутствуют стройная композиция и четкая сюжетная линия, зачастую предстают как сложное переплетение не до конца прослеженных человеческих судеб. Стилю его свойственны лаконизм, парадоксальность и острота сравнений, элементы гротеска и иронии.

Алая заря (Aurora roja. 1904)

— одно из наиболее характерных произведений Пио Барохи, заключающее трилогию «Борьба за существование» (первые два романа — «В поисках» и «Сорная трава»). Для «Алой зари», как и для других книг писателя, характерна обнаженность основной идеи. Роман посвящен проблеме анархизма — одной из наиболее значительных общественно-политических проблем Испании начала XX в. Книга изобилует персонажами, представляющими многочисленные разновидности анархизма: от старого Кануто — сторонника I Интернационала и Парижской коммуны, гибнущего от рук полицейских, до глашатаев всеобщего разрушения и «апостолов» динамита. Яростные споры представителей различных группок, входящих в кружок «Алая заря», позволяют обнаружить теоретическую несостоятельность и бессилие анархизма. Даже лучшие представители его, подобные художнику Хуану, человеку возвышенных, гуманных идеалов, обречены лишь на бесплодные мечтания. Писатель беспощаден в оценке политических партий, правосудия, церкви, самого существа общества, характерными атрибутами которого являются зло, насилие и лицемерие. Действие романа разворачивается на одной из мрачных окраин Мадрида, где обитают люди, оказавшиеся на дне жизни, и трудовой народ, в том числе один из главных героев трилогии — брат Хуана Мануэль. Скептик и отрицатель, Бароха не оставляет своим героям надежды. Полны глубокого смысла последние страницы книги, на которых описываются смерть и похороны Хуана, как бы символизирующие крушение высоких и благородных идеалов, мечты о светлом обществе будущего.

Произведения

Алая заря / Пер. Г. Степанова; Предисл. 3. Плавскина. — М.: Худож. лит., 1964. — 254 с.; Салакаин Отважный / Пер. Н. Бутыриной; Вечера в Буэн-Ретиро / Пер. В. Виноградова. — В кн.: Унамуно М. де. Туман; Авель Санчес; Валье-Инклан Р. дель. Тиран Бандерас; Бароха П. Салакаин Отважный; Вечера в Буэн-Ретиро, М., 1973, с. 477—802; Сорная трава / Пер. С.С.Игнатова. — М.; Л.: Госиздат, 1927.- 270 с. Obras completas: En St. — Madrid: Bibl. nueva, 1946—1951; Aurora roja / Pról. de М. Díaz Martínez. — Habana: Consejo пае. de cultura, 1965. — XIV, 259 p.

Литература

Тертерян И.А. Пио Бароха. — В кн.: Тертерян И.А. Испытание историей: Очерки испанской литературы XX века, М., 1973, с. 218-257. Baroja y su mundo: En 2 t. / Dir. de F. Baeza; Pról. de P. Lain Entralgo. — Madrid: Arión, 1962; Barojiana. — Madrid: Taurus, 1972. — 176 p.; Pío Baroja / Ed. de J. Martínez Palacio. — Madrid: Taurus, 1974. — 559 p.

АСОРИН (AZORÍN. 1873-1967)

— псевдоним Хосе Мартинеса Руиса, прозаика и драматурга, одной из ключевых фигур «поколения 98-го года». Он родился в семье алькальда местечка Монувар (провинция Аликанте). После окончания католического колледжа изучал право в университетах Валенсии и Мадрида, но больше интересовался художественной и общественной жизнью, прилежно читал Кропоткина и Бакунина. В те же студенческие годы начал работать хроникером, театральным и литературным критиком в валенсийской, а затем мадридской прессе республиканского толка. Под влиянием революционно-анархических настроений молодой литератор опубликовал даже несколько статей против собственности, брака и церкви. Однако период идейного радикализма к 1900 г. завершился. С выходом в свет автобиографической трилогии, включавшей романы «Воля» (1902), «Антонио Асорин» (1903), «Исповедь захудалого философа» (1904) начался самый значительный этап творческой жизни Асорина, длившийся до середины 1920-х гг. За трилогией последовали книги, в которых Асорин по-своему пытался отвечать на вопросы, волновавшие писателей его поколения. Одна их часть была посвящена старой Испании, ее городам и землям: «Селенья: Очерки провинциальной жизни» (1905), «Испания: Люди и пейзажи» (1909), «Кастилия» (1912), «Городок» (1916). Другая — толкованию классиков: «Испанские чтения» (1912), «Классики и современники» (1913), «Литературные величины» (1914), «На полях классиков» (1915). В третьей путевые наблюдения соединялись с заметками читателя литературной старины: «Путь Дон Кихота» (1905), «Один час Испании» (1924). Иногда выходу книги предшествовала публикация очерков в газете — с прессой писатель был связан всю жизнь; так, по заданию газеты «Импарсиаль» писалась серия очерков «Путь Дон Кихота». С начала века Асорин стремительно отступает от прогрессистских взглядов студенческой поры. По замечанию современника, вся его эссеистика опирается на старину, будь то забытый фолиант, ветхий дом или затянутая патиной картина. Глухие уголки Испании, без признаков движения времени, почти без жизни, становятся для него воплощенной историей, которую можно пережить заново, а значит, не следует разрушать. Эту «внутреннюю», не «событийную» историю, застывшую в пейзажах, предметах скромного старого быта, писатель стремится запечатлеть, видя за ней вневременную и надвременную Кастилию. Парадоксальность асориновской прозы, ставящей мертвое над живым, не мешает читателям восхищаться прозрачным, ясным слогом, тонким мастерством Асорина-пейзажиста, его умением с безукоризненным чувством меры использовать свой лирический дар. Уже в 1910-е гг. его очерковая проза получает широкое признание, а в 1924 г. Асорин избран в Испанскую академию. С середины 1920-х гг. он активно пишет для театра (пьесы

«Old Spain», «Бренди, еще бренди», «Комедия дель арте» и др.), но как драматург успеха не имеет. Тогда же он пробует экспериментировать в прозе и также терпит неудачу. После мятежа — июль 1936-го — писатель эмигрирует во Францию и до конца гражданской войны живет в Париже. Вернувшись в 1939 г. в Мадрид, Асорин снова обращается к литературному творчеству, однако, кроме нескольких мемуарных книг, прозаику уже не удается создать ничего значительного.

Произведения

Избранные произведения / Сост., предисл. и коммент. Н.Малиновской. — М.: Худож. лит., 1989.— 574 с. Obras completas: En 9 t. — 2 ed. / Prep, por A. Cruz Rueda. — Madrid: Agiiilar, 1959—1963.

Литература

Ортега-и-Гассет X. Асорин, или Обаяние обыденности / Пер. Н.Малиновской. — Диапазон, 1992, № 2/3, с. 78-100. Rand М. Castilla en Azorín. — Madrid: Revista de Occidente, 1956; Valverde J. М. Azorín. — Barcelona: Planeta, 1971.- 411 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV