АНТОНИО МАЧАДО РУИС (ANTONIO MACHADO RUÍZ. 1875-1939)

ЛИТЕРАТУРА ИСПАНИИ

— родился в Севилье, на родине многих прославленных поэтов, в семье ученого-фольклориста А. Мачадо Альвареса. Научная деятельность отца не приносила доходов, и семья часто испытывала материальные трудности. Это обстоятельство заставило будущего поэта еще в отроческие годы браться за случайные работы, выработало привычку стоически выносить лишения и ограничиваться в быту малым. Юность Мачадо прошла в Мадриде. Там он сблизился с теми писателями, за кем (включая и его самого) позже закрепилось определение «поколения 98-го года»: Валье-Инкланом, Унамуно, Асорином, Барохой. 1898-м годом датируются первые стихи Мачадо. Но печататься он не спешил. Первый поэтический сборник — «Одиночества» — вышел весной 1903 г. В эту пору поэт, подружившийся с Хименесом, знакомый со многими учениками Дарио и с самим главой школы испано-американского модернизма, понимает творчество как своего рода интроспекцию: общезначимое, «универсальное» содержание произведения художник находит в глубинах своей души. Книга «Одиночества», в которой заметно влияние Дарио, Верлена и Беккера, говорит о состояниях души, о тайных связях с природными силами, ощущаемых поэтом, о горечи, приходящей вместе со зрелостью. Вторая книга — «Одиночества. Галереи. Другие стихи» — появилась осенью 1907 г., вскоре после того, как, сдав конкурсные экзамены на должность преподавателя французского языка, Мачадо переезжает в кастильский город Сорию. В новом сборнике преобладают прежние мотивы и темы (он включает часть ранних стихов), однако поэтический мир здесь становится менее условным. Постепенная эволюция эстетических взглядов, переориентация с внутреннего мира на внешний (этому в значительной мере способствовали кастильские впечатления) нашли выражение в третьем поэтическом сборнике — «Поля Кастилии» (1912). Осмысление прошлого Кастилии, ее исторической судьбы, знакомство с фольклором и ритмом крестьянской жизни, восхищение скупой и строгой красотой сорийской земли воплотились в гражданских стихах, пейзажной лирике, в цикле романсов «Земля Альваргонсалеса». После сорийского периода Мачадо долго еще жил в провинции: в Баэсе (1912—1919) и Сеговии (1919—1931). Свои досуги он посвящал изучению философии; философские вопросы, размышления над нравственно-этическими проблемами, путями и задачами творчества легли в основу его поэзии и прозы 20—30-х гг. («Новые песни», 1924; «Хуан де Майрена. Изречения, шутки, замечания и воспоминания апокрифического профессора», 1936). В годы гражданской войны поэт выступал в защиту Испанской республики, сотрудничал в республиканской прессе. После поражения Республики он покинул Испанию, как и тысячи его соотечественников. Месяц спустя после перехода французской границы 22 февраля 1939 г. поэт умер в приграничном французском городке Кольюр.

Произведения

Избранное / Сост. раздела прозы и коммент. В. Гинько; Предисл. В. Стрлбова. — М.: Худож. лит., 1975. — 348 с.; [Стихотворения]. — В кн.: Испанские поэты XX века, М., 1977, с. 153—314. Obras: Poesía y prosa / Ed. de A. de Albornoz y G. de Torre; Ensayo prelim, de G. de Torre. — Buenos Aires: Losada, 1964.- 1064 p.

Литература

Антонио Мачадо: Биобиблиогр. указ. / Сост. и вступ. ст. В. Г. Гинько. — М.: Книга, 1979. — 109 с.; Тертерян И. А. Антонио Мачадо: Поэт перед лицом революционного кризиса. — В кн.: Зарубежная литература. 30-е годы XX века, М., 1969, с. 164—192; Тертерян И.А.Антонио Мачадо. — В кн.: Тертерян И. А. Испытание историей: Очерки испанской литературы XX века, М., 1973, с. 218—257. Antonio Machado / Ed. de R. Guitón y A. W. Phillips.- Madrid: Taurus, 1973. — 1975. — 178 p.; Valverde J. М. Antonio Machado. — Madrid: Siglo veintiuno, 1975. — 308 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV