ХУАН РАМОН ХИМЕНЕС (JUAN RAMÓN JIMÉNEZ. 1881-1958)

ЛИТЕРАТУРА ИСПАНИИ

— одна из самых ярких и значительных фигур в испанской поэзии XX в. Он родился в Могере (Андалузия), закончил иезуитский колледж в Кадисе и по настоянию отца поступил на юридический факультет в Севилье. В 1900 г. Хименес приехал в Мадрид, где познакомился с Рубеном Дарио и Валье-Инкланом, оставившими заметный след в его ранних стихах. Первые поэтические сборники «Грустные напевы» (1903), «Далекие сады» (1904) и «Пасторали» (1903—1905, опубликованы в 1911 г.), принесшие Хименесу славу поэта-новатора, отличаются чистотой формы и исключительной музыкальностью. Музыка Шуберта, Глюка, Шумана, Мендельсона вдохновила Хименеса на создание многих лирических стихотворений. В 1905 г. поэт уезжает в Могер. Семь лет он живет в уединении. В произведениях этого периода Хименес широко использует поэтические формы народной лирики. В его стихах появляются фольклорные размеры и образы, но в отличие от других испанских поэтов он не обращается прямо к фольклору — его интересует традиционная для испанской поэзии литературная обработка фольклора, стилизация. В Могере написаны книги стихов «Гулкое одиночество» (1908), «Весенние баллады» (1907, опубликованы в 1910 г.), три тома «Элегий» (1908—1910). В 1912 г. Хименес вернулся в Мадрид и поселился в Студенческой резиденции, бывшей в то время центром литературной и культурной жизни столицы. В 1917 г. выходят книги, открывающие новый период его творчества, — «Одухотворенные сонеты» и «Дневник недавно женившегося поэта». В том же году появляется второй, окончательный вариант лирической повести «Платеро и я», которая получила всемирную известность. Творчество Хименеса связывает поэтические традиции «поколения 98-го года» и модернизма с «поколением 27-го года». Он — учитель Лорки и Альберта, Хорхе Гильена и Педро Салинаса. Языковые новшества Хименеса, его стремление «очистить» стихи от «непоэтических» элементов, достигнуть высот «нагой поэзии» повлияли на формирование творческой манеры «поколения 27-го года». В 1937 г. Хименес уехал в Америку, приняв место культурного атташе в Вашингтоне, предложенное ему республиканским правительством. Два года он пробыл в Пуэрто-Рико и на Кубе, а в 1939 г. поселился в США. В Испанию Хименес не вернулся. Он читал лекции в американских университетах, писал большую поэму «Пространство» (опубликованы 1954 г.), издавал критические исследования, в которых настаивал на разделении поэзии и литературы (литература комментирует, сравнивает, повествует, а поэзия — творит, выражает внутреннюю сущность мира, а не идею, воплощает в слове несказанное). Прозе Хименеса этих лет присуща синтаксическая и образная усложненность, а его последние стихи отмечены прозрачной простотой. В 1956 г. Хименес был удостоен Нобелевской премии.

Произведения

Избранное / Предисл. и сост. Н. Малиновской. — М.: Худож. лит., 1981. — 294 с.; Вечные мгновения: Стихотворный сборник / Сост., Вступ. ст., примеч. В.Андреева. — СПб.: Северо-Запад, 1994.— 478 с. — (Текст парал. на рус. и исп. яз.); [Стихотворения]. — В кн.: Испанские поэты XX века, М., 1977, с. 27-152.

Primeros libros de poesía / Red. y pról. de F. Garfias. — Madrid: Aguilar, 1963. — 593 p.; Tercera antología poética. — Madrid: Biblioteca nueva, 1957. — 1115 p.

Литература

Диас-Плаха Г. Слово о Хуане Рамоне Хименесе. Иностр. лит., 1977, № 9, с. 191—195. Azam G. La obra de J. R. Jiménez: Continuidad y renovación de la poesía lírica española. — Madrid: Ed. Nacional, 1983. — 673 p.; Campoamor Gonzáles A. Vida y poesía de J. R. Juménez. — Madrid: Sedmay, 1976. — 349 p.; Garfias F. Juan Ramón Juménez. — Madrid: Taurus, 1958. — 263 p.; Gómez de la Serna R. Juan Ramón Jiménez. — In: Gómez de la Serna R. Retratos contemporáneos escogidos, Buenos Aires, 1968, p. 7—58; Homenaje a Juan Ramón Jiménez. — Torre, 1957, jul.-dic., № 19/20, p. 1—414.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV