РАМОН ГОМЕС ДЕ JIA СЕРНА (RAMÓN GÓMEZ DE LA SERNA. 1888-1963)

ЛИТЕРАТУРА ИСПАНИИ

— выдающаяся личность в истории испанской культуры первой половины XX в., общепризнанный глава испанского авангардизма, прозаик, драматург, автор романизированных биографий Гойи, Эль Греко, Кеведо, Эдгара По, Бодлера и других европейских художников и писателей, а также собственной биографии, названной им «Автосмертография». Обладая разносторонними талантами и удивительно легким, живым пером, Гомес де ла Серна опубликовал более 80 книг. Помимо длинных романов и пьес, книг по искусству, пропагандирующих футуризм и кубизм, в творческое наследие писателя входит бесчисленное множество коротких, порой в одну страницу, рассказов, заметок, импрессионистских зарисовок, эссе, очерков. Артистическая индивидуальность и острое чувство театра сказались не только на литературных интересах де ла Серны, но и на стиле его жизни, на его пристрастии к действу, к перформансу. Он мог выступать, сидя на слоне, раскрашенном в черную и белую клетку, или на цирковой трапеции. Его мадридский дом стал неким мемориалом вещей с утерянным временным статусом, как, к примеру, старая аптекарская бутыль с этикеткой «Яд» или вышедшая из моды затейливая шляпка. Гомес де ла Серна всегда испытывал устойчивый интерес к отношению человека и вещи во времени и со временем. Рядовые повседневные вещи стали, по сути, протагонистами многих его произведений, ибо для писателя это не предметы, а многомерные понятия, раскрывающие самые разные стороны человеческого бытия. И в этом он предвосхищает многих европейских писателей XX в. Де ла Серна пришел в литературу, когда Испания, позорно проигравшая войну 1880 г., стремительно теряла авторитет великой державы. В обличительном набате группы наиболее талантливых и совестливых умов Испании («поколение 98-го года»), остро переживавших последствия национальной катастрофы, тонул незлобивый легкий голос Гомеса де ла Серны, который всегда сторонился пафоса, предпочитая ему иронию, недоуменную улыбку и грусть. Его первые книги не вызвали особого интереса в стране, но когда стих набат «поколения 98-го года» и разладился его согласный хор, тшетно призывавший нацию к возрождению, на первый план вышел Гомес де ла Серна и оставался наиболее популярной фигурой на литературной арене более десяти лет, пока его славу не заслонили поэты «поколения 27-го года». Критика называет де ла Серну — «сам себе поколение». Менее всего писателю удавались романы, в которых, включая переведенные на русский язык (1927) «Киноландию» и «Необыкновенного доктора», нет ни композиционного, ни сюжетного стержня. Романный жанр был несовместен ни с его литературным даром, ни с его литературным методом, опирающимся на фрагментарное видение. Зато блистают мастерством и живой интонацией, оригинальными поворотами мысли и остроумием его импрессионистские зарисовки и очерки. Среди них «Эль Растро» (1914) — чрезвычайно популярная книга очерков о знаменитой мадридской толкучке, «Цирк» (1924) — рассказы и заметки о цирковом искусстве и судьбах циркачей, ностальгические «Мадридские утраты» (1955) и два тома зарисовок и эссе о жизни артистического мадридского кафе «Помбо» (1918—1926), завсегдатаем которого долгие годы был он сам. Но наиболее прочную славу обрели его короткие, в одну-две фразы, образные обобщения, названные им «Грегерии», которые вошли в историю литературы как самостоятельный литературный жанр. В грёгериях нет прочной устойчивости афоризма, ибо это прежде всего поэтические метафоры в неком сплаве с парадоксом, с озорной, а то и горькой шуткой. Сам писатель утверждал, что «Грегерии» — это «цвет» всего, что им создано, ибо они наиболее полно и органично выражают его отношение к миру и к состоявшемуся литературному тексту. Жизнь Гомеса де ла Серны, драматически разрубленная Гражданской войной 1936—1939 гг., на мадридский период и на долгие годы (до самой смерти) эмиграции в Аргентине, — поразительный пример самоотверженного служения литературе.

Произведения

Букет грегерий / Пер. К.Валери. — Вопр. лит., 1984, с. 262—265; Избранное / Сост. и предисл. Н.Малиновской.- М.: Худож. лит., 1983.- 383 с. Obras completas: En. 2 t. — Barcelona: AHR, 1956—1957; Biografías completas / Pról. de autor. — Madrid: Aguilar, 1959.- 1520 p.

Литература Flórez R. Ramón de Ramones. (El libro de centenario). — Madrid: Bitácora, 1988. — 469 p.; Serrano Vázquez М. del C. El humor en las Greguerías de Ramón. — Valladolid: Univ. de Valladolid, 1991. — 256 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV