Наши партнеры

вазоны уличные для цветов

ФЕДЕРИКО ГАРСИА ЛОРКА (FEDERICO GARCÍA LORCA. 1898-1936)

ЛИТЕРАТУРА ИСПАНИИ

— родился в селении Фуэнте Вакерос в зажиточной крестьянской семье. После окончания Гранадского университета в 1919 г. он приезжает в Мадрид, где вскоре становится известен как поэт. После «Книги стихов» (1921) он долго не печатает новых поэтических сборников, но продолжает писать стихи, которые войдут в книги «Песни» (1927), «Цыганское романсеро» (1924—1927), «Стихи о канте хондо» (1931). Одновременно Лорка работает над драматургическими произведениями. В 1929—1930 гг. он совершает путешествие в Америку, впечатления от которого нашли непосредственное отражение в сборнике стихотворений «Поэт в Нью-Йорке» (опубликован посмертно в

1940 г.). Вернувшись в Испанию, Лорка по поручению республиканского правительства организует передвижной студенческий театр «Ла Баррака», репертуар которого составляет национальная классика. Театральная и драматургическая деятельность целиком захватывает поэта. Он работает в разных жанрах, пишет трагедии «Кровавая свадьба» (1933) и «Иерма» (1934), пьесу «Донья Росита, девица, или Язык цветов» (1935), драму «Дом Бернарды Альбы» (1936). Последнюю Лорка завершает незадолго до начала Гражданской войны 1936—1939 гг. Другие задуманные им произведения остались в черновиках: 19 августа 1936 г. в окрестностях Гранады фалангисты расстреляли поэта.

Цыганское романсеро (Romancero gitano. 1924—1927)

— одна из самых известных поэтических книг Лорки. Автор использует форму испанской народной поэзии — романс. Горячая любовь к людям и протест против всякого насилия звучат в каждом стихотворении этой книги. Носителями духа свободы выступают гордые и независимые цыгане. Их жизнь тесно связана с природой, которая как бы аккомпанирует сильным душевным переживаниям героев. В самом знаменитом стихотворении этого цикла — «Романсе об испанской жандармерии» — гражданская гвардия выступает как черная сила, враждебная свободолюбивому цыганскому миру. Введение в романсы диалогов и стремительность в развертывании действия указывают на тяготение автора к драматическому искусству.

Мариана Пинеда (Mariana Pineda. 1923)

— ранняя пьеса Лорки, в основу которой положен действительный исторический факт: 26 мая 1831 г. за приверженность либерализму в Гранаде казнили женщину по имени Мариана Пинеда. В ее доме нашли республиканское знамя, на котором она вышила слова «Закон. Свобода. Равенство». Но прежде ищейки Фердинанда VII, монарха столь же жестокого, сколь невежественного, раскрывают ее связи с либералами. Последним удается избежать тюрьмы и казни. Мариана не выдает их и гибнет одна. Изучив документы, относящиеся к этой истории, Лорка, однако, не следовал им строго, но опирался также на народные легенды и романсы, в которых сложился идеальный образ гранадской героини. Автор решает пьесу в романтическом ключе. В начале драмы Мариана Пинеда — молодая женщина, до самозабвения влюбленная в вождя либералов Педро де Сотомайора и из любви к нему разделяющая его свободолюбивые идеалы. Но после того, как Сотомайор малодушно бежал из Испании, Мариана осталась верна своей любви к свободе. Открывает и заключает драму народный романс о Мариане «О как грустен твой день, Гранада...».

Кровавая свадьба (Bodas de sangre. 1933)

— трагедия, в основу которой положен реальный факт, взятый Лоркой из газетной хроники: сюжет о похищении невесты в одной из андалузских деревень, повлекшем за собой гибель жениха и похитителя. Из рассказов персонажей можно узнать, что у Невесты был прежде возлюбленный — Леонардо — и что ее отец воспротивился браку молодых людей, потому что считал его невыгодным. С тех пор минуло несколько лет; у Леонардо появилась семья. К девушке посватался другой, и она приняла предложение. Готовится свадьба, но герои уже томятся тягостными предчувствиями. Охвачена тревогой мать Жениха. Она потеряла мужа и старшего сына: оба стали жертвами обычая кровной мести, а убийцы их были из рода Леонардо. Безотчетное беспокойство владеет Невестой, твердо решившей стать верной женой и забыть Леонардо, a он безуспешно пытается подавить в себе чувство и, чем ближе день свадьбы, тем чаще появляется у дома Невесты. Не ведая, что их ждет, герои приближаются к роковому финалу. В день свадьбы Леонардо похищает Невесту, и она, долго сопротивлявшаяся судьбе, с готовностью следует за ним. Мать не удерживает Жениха от погони, напротив, посылает сына вдогонку за беглецами. Жених настигает Леонардо. В схватке погибают оба. Заканчивается трагедия плачем Невесты и Матери.

Произведения

Избранные произведения: В 2 т. / Сост. и примеч. Л.Осповата; Предисл. Н.Малиновской. — М.: Худож. лит., 1975; Избранная лирика / Ред. М. Зенкевича; Предисл. Э. Симорры. — М.: Гослитиздат, I960. — 431 с.; Лирика / Предисл. А.Гелескула. — М.: Худож. лит., 1965. — 189 с. — (Сокровища лирич. поэзии); Мариана Пинеда / Пер. Ф. В. Кельина. — В кн.: Гарсиа Лорка Ф. Избранное, М., 1974, с. 59—162; Об искусстве / Сост. А.Грибанов; Общ. ред. Е.М.Лысенко; Вступ. ст. Л.Осповата. — М.: Искусство, 1971. — 310 с.; Самая печальная радость... / Сост., предисл. и коммент. Н.Р.Малиновской. — М.: Прогресс, 1987. — 512с.; [Стихотворения]. — В кн.: Испанские поэты XX века, М., 1977, с. 315—456; Театр / Сост., ред. пер. и примеч. К. Медведева, 3. Плавскина; Вступ. ст. Ф. Кельина. — М.: Искусство, 1957. — 526 с. Obras completas / Recop. y notas de A. del Hoyo; Pról. de J. Guillen; Epílogo de V. Aleixandre. — Madrid: Aguilar, 1967. — LXXIX, 2018 p.; Bodas de sangre: Tragedia en tres actos y siete cuadros. — Madrid: Ed. del Árbol, 1936. — 125 p.; Mariana Pineda: Romance popular en 3 estampas. — Buenos Aires: Losada, 1948. — 131 p.; Romancero gitano. (1924—1927). — Madrid; Barcelona: Espasa-Calpe, 1937. — 149 p.

Литература

Осповат Л.С. Гарсиа Лорка. — М.: Мол. гвардия, 1965. — 432 с. — (Жизнь заменах, людей); Силюнас В. Ю. Федерико Гарсиа Лорка: Драма поэта. — М.: Наука, 1989. — 328 с.; Тертерян И. А. Федерико Гарсиа Лорка. — В кн.: Тертерян И. А. Испытание историей: Очерки испанской литературы XX века, М., 1973, с. 365—419; Федерико и его мир / Пер. под ред. Н.Малиновской; Послесл. Л.Осповата. — М.: Радуга, 1987. — 519 с. Barca A. Lorca, el poeta y su pueblo. — Buenos Aires: Losada, 1957. — 37 p.; Cano J. L. García Lorca: Biografía ilustrada. — Barcelona: Destino, 1962. — 151 p.; Federico García Lorca / Ed. de J.-M. Gil. — Madrid: Taurus, 1973. — 492 p.

МИГЕЛЬ ЭРНАНДЕС (MIGUEL HERNÁNDEZ. 1910-1942)

— поэт, родился в Ориуэла в семье бедного крестьянина. В детстве Эрнандес был пастухом и окончил всего два класса школы при монастыре иезуитов. Но, занимаясь самостоятельно, он многое усвоил и, когда начал писать стихи, показал себя знатоком и продолжателем классической поэзии. Большую роль в идейном и художественном формировании поэта сыграл переезд в 1934 г. в Мадрид. Здесь он подружился с П. Нерудой и поэтом «поколения 27-го года» В. Алейксандре; знакомство с новой поэзией благотворно сказалось на его творчестве. Во время Гражданской войны коммунист Эрнандес стал комиссаром республиканской армии, работал редактором фронтовых газет и журналов. После поражения республиканской армии поэт был схвачен франкистами. Суд дважды приговаривал его к смертной казни, но в конце концов приговор был заменен 30-летним тюремным заключением. Эрнандес умер в тюрьме 29 марта 1942 г. Литературное наследие поэта составляют несколько поэтических сборников, пьесы, две небольшие книги стихотворений в прозе, военные очерки и зарисовки. Уже первый сборник — «Знаток луны» (1933), несмотря на некоторую поэтическую условность, отмечен горячим сочувствием к тяжелой жизни крестьянина. В 1936 г. вышел сборник любовной лирики, состоящий из 28 сонетов, — «Неугасающий луч». В книгах «Ветер народа» (1937) и «Человек на страже» (1939) Мигель Эрнандес создает своеобразный поэтический эпос войны, новую разновидность народного героического романса. Сборник «Кансьонеро и романсеро разлук» (1939—1941) составлен из стихотворений, написанных в тюрьме. В 1934 г. он пишет пьесу «Кто видел тебя...» в манере Кальдерона, а в 1935 г. — пьесу «Дети камня», на создание которой его вдохновило восстание астурийских горняков (опубликована в 1959 г. в Буэнос-Айресе). В годы войны Эрнандес мечтает возродить народный театр в духе Лопе де Вега и создает пьесы «Первый парень», четыре пьески для фронтовых театров, драму в стихах «Пастух смерти» — о сражении за Мадрид и мужестве бойцов-коммунистов. Лирика Эрнандеса удивительно проникновенна и эмоциональна и представляет собой своеобразный сплав классических форм, народной песенной традиции и современной поэзии.

Произведения

Стихи / Сост. В. Ясного; Послесл. В. Резниченко. - М.: Худож. лит., 1970.- 175 с; [Стихотворения]. — В кн.: Испанские поэты XX века, М., 1977, с. 585-622. Obras completas / Ed. ordenada por E. Romero; Pról. de M. de Gracia Ifach. — Buenos Aires- Losada 1960.-996 p.

Литература

Ромеро Э. Мигель Эрнандес: Судьба и поэзия. Пер. с исп. — М.: Изд-во иностр. лит., 1962. — 215 с.; Тертерян И.А. Рафаэль Альберта и Мигель Эрнандес. — В кн.: Тертерян И.А. Испытание историей: Очерки испанской литературы XX века, М., 1973, с. 420—442. Cano Ballesta J. La poesía de Miguel Hernández.- 2 ed,- Madrid: Gredos, 1971.- 355 p.; Miguel Hernández / Ed. de М. de Gracia Ifach. - Madrid: Taurus, 1975. - 332 p.; Puccini D. Miguel Hernández Vida y poesía / Trad de A. Dabin.- Buenos Aires: Losada, 1970.- 223 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV