ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ (DANTE ALIGHIERI. 1265-1321)

ЛИТЕРАТУРА ИТАЛИИ

— величайший поэт Италии, наиболее глубоко отразивший в своем творчестве драматизм переломного периода мировой истории. Он был последним поэтом средневековья и одновременно первым поэтом нового времени. Обширнейшая ученость соединялась в Данте с глубоким знанием реальной жизни, с большой политической активностью. В качестве одного из руководителей «белых» гвельфов (партии городской буржуазии) Данте отстаивал интересы Флорентийской республики, выступал против папства. В 1302 г., в результате интервенции французских войск, призванных во Флоренцию Папой, «белые» гвельфы потерпели поражение, и Данте, приговоренный к изгнанию, был вынужден покинуть родной город. Последние 20 лет жизни он провел в скитаниях по Италии и умер в Равенне. Данте видел разобщенность нередко враждовавших друг с другом итальянских городов, яростную борьбу гвельфов и гибеллинов (феодальная партия), ограниченную местными и узкоклассовыми интересами, феодальную анархию, которая в новых формах возрождалась в борьбе городов и партий, — все то, что роковым образом сказывалось на положении народа и страны в целом, тормозило ее развитие. Бурная политическая деятельность Данте, его философские и эстетические искания, весь опыт суровой и полной драматизма жизни нашли отражение в его величайшем создании — поэме «Божественная комедия», написанной в изгнании.

Новая жизнь (La Vita Nuova. 1291-1292)

— автобиографическая книга в стихах и прозе. Молодой Данте жадно впитывал то новое, что создавала культура итальянских городов-государств, в особенности Флоренции. Он вошел в круг поэтов «нового сладостного стиля», воплощавших философские и моральные искания в образе идеальной «мадонны». В «Новой жизни» его возлюбленная Беатриче, которую он увидел еще девочкой и благоговейно почитал всю жизнь, олицетворяет нравственное совершенство и высокие духовные идеалы. Рисуя ее образ, Данте обращается ко всем средствам художественной выразительности, которыми располагала средневековая поэзия, существенно их обновив и обогатив. В нарушение существовавшего канона на первое место в «Новой жизни» выступает образ молодого Данте, лирического героя-рассказчика. Впервые в предренессансной лирике поэт не только с большой искренностью раскрывает свои переживания и мысли, но и рисует в цикле сонетов и канцон, связанных прозаическим повествованием, историю зарождения и развития земного чувства — любви к женщине.

Божественная комедия (La Divina Commedia. 1307—1321)

— поэма, созданная на основе огромного жизненного материала и вобравшая в себя все богатство средневековой научной и теологической мысли. Поэма Данте является, по определению Белинского, «полным выражением жизни средних веков, где боролось столько разнородных элементов». Совершенная по композиции и грандиозная по объему (100 песен, более 14000 зарифмованных стихов, организованных в сложную систему терцин), «Божественная комедия» делится на три части — «Ад», «Чистилище» и «Рай» — соответственно описанию воображаемых странствий по трем загробным мирам. Чтобы обеспечить поэме широкое распространение в народе, Данте написал ее не на латыни (как было принято), а на родном языке, создав эталон итальянского литературного языка. Он использовал широко распространенный в средневековой литературе жанр «видения» (странствование по загробным мирам), наполнив его принципиально новым содержанием, в результате чего существенно видоизменилась и обрела новые измерения сама форма жанра. В загробное царство поэт перенес характерные мотивы и приметы реальной жизни со всеми ее противоречиями, борьбой, страстями. В двух первых частях Данте вершит суровый суд над темными силами средневековья, обличает и наказует пороки, сводит счеты со своими политическими противниками, в последней — стремится указать пути политического и морального обновления. Обгоняя свое время, Данте в то же время принадлежал ему, был сыном своего века; его миропонимание во многом определялось представлениями средневековья, которые облекались в схоластические одежды. Композиция «Комедии» разворачивается в религиозно-дидактическом плане, и поэтому в ее сюжете огромное значение получают мистические мотивы, схоластические и богословские рассуждения, сложные мифологические аллегории. Неисчерпаемая фантазия поэта, опирающаяся на весь арсенал средневековой христианской символики, призванной наглядно передать такие понятия, как «добро», «зло», «грех», «воздаяние», создает невероятные, гротескные в своей чудовищности образы, с предельной художественной выразительностью передает чувство непримиримой ненависти и гнев автора, направленные против феодальной анархии, сословных предрассудков дворянства, алчности и светских притязаний папства. Это делает поэму произведением большого политического накала. В «Комедии» Данте предвосхищает многие стороны нового мировоззрения, утвердившегося в эпоху Возрождения. Вразрез с аскетизмом он прославляет человеческий род, «рожденный для того, чтобы летать высоко», героизирует отважного и пытливого мореплавателя Улисса (Одиссея) с его призывами к «доблести и знанию», говорит о славе, стимулирующей творческую активность человека, сочувственно относится к трагически погибшим Паоло и Франческе, осмелившимся противопоставить свое чувство нормативным канонам морали. Данте глубоко чувствует красоту природы, все многообразие реального мира, из которого он черпает материал для построения трех миров «Комедии». Преодоление аскетического взгляда на человека и природу позволяет Данте создать огромное количество образов, исключительных по пластичности, естественности, индивидуальной неповторимости и в то же время являющихся обобщением того или иного явления. «Комедия» Данте, при свойственных ей суровом колорите и напряженном драматизме, проникнута твердой верой в возможность преодоления национальной раздробленности и братоубийственных раздоров и воцарения мира. В силу этого Данте назвал свою поэму «Комедией», что в средневековой поэтике означало всякое произведение, имеющее светлый и радостный конец. Эпитет «божественная» был присоединен к названию позже почитателями Данте как дань огромным художественным достоинствам поэмы.

Произведения

Божественная комедия/ Пер. М.Лозинского; Изд. подгот. И. Н.Голенищев-Кутузов. — М.: Наука, 1968. — 627 с. — (Лит. памятники); Малые произведения / Изд. подгот. И. Н. Голенищев-Кутузов. — М.: Наука, 1968. — 651 с. — (Лит. памятники); Новая жизнь; Божественная комедия / Вступ. ст. Б. Кржевского. — М.: Худож. лит., 1967. — 685 с. — (Б-ка всемирн. лит.). Le opere di Dante / A cura di M. Barbi e a. — Firenze: Bemporad, 1921. — XXXI, 976 p.; La Divina Commedia / A cura di C. F. Fontana. — Milano: Vita e pensiero, 1950. — 1054 p.; Vita Nuova / A cura di F. Chiappelli.- Milano: Mursia, 1971.- 172 p.

Литература

Асоян А.А. «Прочтите величайшего поэта...»: Судьба «Божественной комедии» Данте в России. — М.: Книга, 1990. — 215 с.; Баткин Л. М. Данте и его время: Поэт и политика. — М.: Наука, 1965. — 196 с.; Голенищев-Кутузов И. Н. Данте. — М.: Мол. гвардия, 1967. — 288 с. — (Жизнь замечат. людей); Голенищев-Кутузов И. Н. Творчество Данте и мировая культура. — М.: Наука, 1971. — 550 с.; Данченко В.Т. Данте Алигьери: Библиогр. указ. рус. пер. и крит. лит. на рус. яз. 1762—1972. — М.: Книга, 1973. — 268 с.; Дживелегов А. К. Данте Алигьери: Жизнь и творчество. — 2-е изд. — М.: Гослитиздат, 1946. — 412 с.; Доброхотов А.Л. Данте Алигьери. — М.: Мысль, 1990. — 208 с.; Елина Н. Г. Данте: Крит.-биогр. очерк. — М.: Худож. лит., 1965. — 197 с.; Мандельштам О. Разговор о Данте / Послесл. Л. Е. Пинского; Подгот. текста и примеч. А.А.Морозова. — М.: Искусство, 1967,— 88 с. Bosco U. Dante vicino: Contributi e letture. — Caltanissetta; Roma: Sciasela, 1966. — 420 p.; Montanelli I. Dante e il suo secolo. — 22-a ed. — Milano: Rizzoli, 1972. — 528 p.; Vallone A. Dante — Milano- Vallarti 1971.- IX, 626 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV