ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА (FRANCESCO PETRARCA. 1304-1374)

ЛИТЕРАТУРА ИТАЛИИ

— поэт и ученый-гуманист, завоевавший огромный авторитет у современников как филолог, глубокий знаток античной культуры и автор ряда морально-философских трактатов на латыни. В историю же мировой литературы он вошел как автор лирических стихов, написанных на итальянском языке, сделавших его имя бессмертным и оказавших огромное влияние на творчество поэтов последующих поколений. Петрарка родился в городе Ареццо в семье нотариуса. Детство его прошло в Авиньоне, где находился в то время папский двор. Он учился в Болонском университете, но затем, бросив занятия юриспруденцией, вернулся в Авиньон и принял духовное звание. Здесь же, в Авиньоне, в 1327 г. он встретил в церкви Лауру, которую любил и благоговейно почитал всю свою жизнь. В 1333 г. Петрарка совершил большое путешествие по Европе с целью «открытия» древних авторов, изучал рукописи, знакомился с крупнейшими учеными. За эпопею на латинском языке «Африка» Петрарка был увенчан лаврами на римском Капитолии. После многих лет путешествий по Италии он уединился в небольшом местечке около Падуи, продолжая филологические изыскания и литературные штудии; там он скончался. И в ученых трудах, и в лирике Петрарки отразились характерные для переходного периода в истории итальянской культуры противоречия между средневековым и новым, гуманистическим мировоззрением. Горячий поклонник «языческой», то есть античной культуры, страстно любивший жизнь и природу, считавший, что человек рожден для счастья и наслаждения, Петрарка не мог, однако, расстаться с традициями религиозной, аскетической идеологии средневековья и мучительно переживал это глубокое и пугавшее его противоречие. Обессмертив себя замечательной любовной лирикой («Книга песен»), Петрарка вошел также в историю итальянской политической лирики как автор знаменитых канцон, призывающих к миру и объединению Италии («Моя Италия», «Высокий дух» и др.).

Канцоньере. Книга песен (Il Canzoniere)

— под таким названием объединены лирические стихи, которые Петрарка посвятил своей возлюбленной Лауре. Он разделил сонеты и канцоны о ней на две части: «На жизнь мадонны Лауры» и «На смерть мадонны Лауры». Лаура — идеал красоты и духовного совершенства — не становится у Петрарки символическим и бесплотным образом, подобно мадоннам средневековых поэтов. В стихах «Канцоньере» возникает живой образ прекрасной женщины. В первой части трагические переживания поэта рождены суровой недоступностью возлюбленной и ощущением греховности его земных чувств. Во второй части, посвященной умершей Лауре, поэт скорбит о своей утрате, и Лаура, являющаяся в его грезах, становится его нежной утешительницей. Стихи Петрарки, необычайно музыкальные и изящные по форме, сыграли огромную роль в развитии лирической поэзии: в них опоэтизирована земная страсть, воспеты реальные человеческие чувства. Любовная лирика приблизилась к жизни, преодолевая отвлеченность и туманную аллегоричность средневековой поэзии.

Произведения

Африка / Изд. подгот. Е.Г.Рабинович, М.Л.Гаспаров. — М.: Наука, 1992. — 368 с. — (Лит. памятники); Избранная лирика / Пер. А.Эфроса. — М.: Гослитиздат, 1955. — 202 с.; Избранное; Автобиографическая проза; Сонеты / Сост., общ. ред. и коммент. Н.Томашевского. — М.: Худож. лит., 1974. — 443 с.; Книга песен / Сост., предисл. и примеч. Б. Пуришева. — М.: Гослитиздат, 1963. — 166 с.; Лирика / Вступ. ст. и примеч. Н.Томашевского. — М.: Худож. лит., 1980. — 381 с.; Сонеты; Избранные канцоны; Секстины; Баллады; Мадригалы; Автобиографическая проза / Сост., предисл. и примеч. Н.Томашевского. — М.: Правда, 1984. — 589 с.

Canzoniere / Testo critico e introd. di G. Contini. — Torino: Einaudi, 1964. — XXXVIII, 471 p.; Rime e trionfi / A cura di F. Neri; Con una nota biogr. e bibliogr. di E. Carrara. — 2-a ed. riv. a cura di E. Bonora.- Torino: UTET, I960.- 663 p.

Литература

Веселовский А. Н. Петрарка в поэтической исповеди Canzoniere 1304—1904 гг. — СПб.: Суворин, 1912. — 158 с.; Данченко В.Т. Франческо Петрарка: Библиогр. указ. рус. пер. и критич. лит. На рус. яз. — М.: Книга, 1986. — 237 с.; Девятайкина Н. И. Мировоззрение Петрарки: Этические взгляды. - Саратов: Изд-во Саратовск. ун-та, 1988. - 204 с.; Хлодовский Р. И. Франческо Петрарка: Поэзия гуманизма. — М.: Наука, 1974. — 174 с.

Bosco U. Francesco Petrarca. - Bari: Laterza, 1961. - 302 p.; De Sanctis F. Saggio critico sul Petrarca. - Napoli: Morano, 1932. — XII, 293 p.; Dotti U. Vita di Petrarca. — Bari: Laterza, 1987. — XII, 501 p.

ДЖОВАННИ БОККАЧЧО (GIOVANNI BOCCACCIO. 1313-1375)

— гуманист, ученый-филолог и писатель, творчество которого отразило демократические народные тенденции раннего Возрождения, освобождение мысли и чувства от пут феодально-религиозного миропонимания. Боккаччо был сыном флорентийского купца. Отказавшись посвятить себя торговому делу и праву, на чем настаивал отец, Боккаччо с юных лет занялся изучением античности. Молодость он провел в Неаполе при дворе короля Роберта Анжуйского, в побочную дочь которого был влюблен и которую вывел в своих произведениях под именем Фьямметты. Впервые она появляется в его раннем романе «Филоколо» (1336—1338). Одно из самых ярких произведений Боккаччо 1340-х гг. — поэма «Филострато» (около 1345), навеянная эпизодом из французской поэмы XII в. «Роман о Трое». Поэма в октавах «Фьезоланские нимфы» (1345—1346) — о любви нимфы Мензолы к пастуху Африко, направленная против аскетических идеалов, очень непосредственна и во многом реалистична. Наибольший интерес представляет повесть «Фьямметта» (около 1344—1345) — исповедь женщины, покинутой возлюбленным. Для повести характерны точность в передаче бытовых реалистических деталей и тонкие психологические наблюдения. О жизни Боккаччо после возвращения во Флоренцию из Неаполя в 1340 г. известно довольно мало. Несколько лет он скитался по городам северной Италии в поисках постоянных занятий. В 1348 г. он снова оказался во Флоренции, где наблюдал эпидемию чумы, которую впоследствии описал в «Декамероне». В 1350 г. он встретился с Петраркой, установил с ним постоянную переписку, нередко черпая в ней жизненную силу и дружескую поддержку. В 1350-е гг., ценимый согражданами как известный поэт и один из самых образованных людей своего времени, он выполнил ряд дипломатических поручений Флорентийской республики. По своим политическим убеждениям Боккаччо всегда оставался республиканцем. Между 1348 и 1353 гг. было написано его самое значительное произведение — «Декамерон», благодаря которому он приобрел славу зачинателя реалистической итальянской прозы и блестящего мастера новеллы. В 1361 г. Боккаччо уединился в городке Чертальдо недалеко от Флоренции, весь свой досуг посвятив чтению классиков и раздумьям о бренности человеческого существования. Петрарка помог ему найти выход из духовного кризиса и побудил к занятиям литературой. В эти годы Боккаччо писал исключительно на латыни. Основываясь на изучении античности, он создал ряд трактатов о классической мифологии и о прославленных людях древности. В 1373 г. по просьбе флорентийской коммуны он занимался составлением комментария к «Божественной комедии» Данте.

Декамерон (IL Decameron. 1352—1354)

— выдающийся литературный памятник эпохи Возрождения. Боккаччо нарисовал в своей книге картины полнокровной реальной жизни, галерею живых образов — людей самых разнообразных профессий, социальных слоев, характеров. Действительность заиграла в «Декамероне» яркими красками. Остроумие, шутка, утверждение жизни во всех ее чувственных радостях — все это вместе с антиклерикальной направленностью новелл нанесло чувствительный удар религиозно-аскетической идеологии средневековья и явилось огромным вкладом в культуру Возрождения. «Декамерон» — собрание новелл, связанных между собой обрамляющим повествованием. Во время чумы 1348 г. десять образованных и остроумных молодых людей (трое юношей и семь девушек) выезжают из Флоренции на загородную виллу, и там каждый из них в течение десяти дней рассказывает по новелле (декамерон — десятидневник). Здесь и рассказы о жизненных превратностях, благополучно кончающихся благодаря случайным совпадениям, узнаваниям и т. д., и коротенькие анекдотические рассказы о проделках шутников и весельчаков, которые разоблачают кичливых вельмож, и злободневные повествования о монахах и попах, живущих сугубо низменными интересами, играющих на суевериях народа и в результате набивающих свои вместительные кошельки. Эротические мотивы, встречающиеся в ряде новелл «Декамерона», при всей их откровенной трактовке решены с характерным для автора изяществом и воспринимаются как острая критика ханжеской морали. Боккаччо писал свои новеллы живым и красочным языком, не пренебрегая острым народным словцом, каламбуром, бурлеском.

Произведения

Амето: Комедия флорентийских нимф; Фьямметта. — М.: Худож. лит., 1972. — 333 с.; Декамерон / Пер. А. Н. Веселовского; Вступ. ст. А. Штейна. — М.: Гослитиздат, 1955. — 655 с.; То же / Пер. Н.Любимова; Вступ. ст. Р. Хлодовского. — М.: Худож. лит., 1970. — 703 с. — (Б-ка всемирн. лит.); Малые произведения / Предисл., сост. и общ. ред. Н. Томашевского. — Л.: Худож. лит., 1975. — 605 с. Tutte le opere / Antologia a cura di V. Branca. — Brescia: La Scuola, 1969. — 1066 p.; Decameron / A cura di V. Branca. — Firenze: Le Monnier, 1960.

Литература

Алексеев М. П. Кентерберийские рассказы и Декамерон. — Учен. зап. Ленингр. пед. ин-та им. А.И.Герцена, 1941, Кафедра всеобщ, лит., т. 41, с. 50—100; Бранка В. Боккаччо средневековый: Пер. с ит. — М.: Радуга, 1983. — 399 с.; Веселовский А. Н. Боккаччо, его среда и сверстники: В 2 т. — СПб., Тип. Акад. наук, 1893—1894; Хлодовский Р. И. Декамерон: Поэтика и стиль. — М.: Наука, 1982. - 349 с. Muscetta C. Giovanni Boccaccio. — Bari: Laterza, 1972. — 371 p.; Russo L. Letture critiche del Decameron. — Bari: Laterza, 1956. — XI, 380 p.; Studi sul Boccaccio: In 5 t. / A cura di V. Branca. — Firenze: Sansoni, 1963—1969.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV