Наши партнеры

inflatable castle
Беспроцентные кредиты

TOPKBATO TACCO (TORQUATO TASSO. 1544-1595)

ЛИТЕРАТУРА ИТАЛИИ

— поэт, творчество которого отмечено чертами кризиса культуры Возрождения. Tacco родился в Сорренто в семье известного в то время поэта. Рано потеряв мать, Торквато много ездил с отцом по Италии: он жил в Урбино, Венеции, Падуе, Болонье, Ферраре. Отец настаивал, чтобы сын изучал право, однако с юных лет пристрастие Торквато было отдано поэзии. После многолетних странствий Tacco обосновался в Ферраре, где поступил на службу сначала к кардиналу д'Эсте (1565), а затем к герцогу Альфонсу II (1572). В 1560-х — первой половине 1570-х гг. его творчество было исключительно интенсивным: в 1562 г. он написал рыцарскую поэму «Ринальдо», в 1567— 1570 гг. — «Рассуждения о поэтическом искусстве»; в 1573 г. была поставлена его драма-пастораль «Аминта» (о любви пастуха Аминты к нимфе Сильвии). В течение десяти лет (1565—1575) он работал над главным произведением своей жизни — грандиозной поэмой «Освобожденный Иерусалим». К этому времени у поэта проявляются первые признаки тяжелого психического заболевания, вызванного мучительной раздвоенностью его чувств и мыслей: мироощущение человека эпохи Возрождения, оправдание радостей чувственной любви, наслаждений, поклонение земной красоте боролись в нем со страхом перед небесным возмездием, перед преследованиями инквизиции. Ряд лет (1579—1586) Tacco провел в госпитале св. Анны — феррарском доме умалишенных, терзаясь мыслями о греховности своего существования. Тяжесть его душевного состояния усугублялась нападками клерикалов на поэму «Освобожденный Иерусалим». Впоследствии под их давлением Tacco переработал поэму и издал ее под заглавием «Завоеванный Иерусалим» (1593). Последний период творчества поэта — свидетельство его душевной надломленности. Трагическая судьба Tacco породила ряд легенд, позднее использованных в литературе (например, Гёте).

Освобожденный Иерусалим (La Gerusalemme liberata. 1575)

_ поэма, повествующая о том, как крестоносцы во главе с Готфридом Бульонским осадили Иерусалим и после ожесточенных битв одержали победу над «неверными». В сюжет поэмы вплетено множество эпизодов, говорящих о всепобеждающей силе любви: добровольно принимают смерть влюбленные Олинд и Софрония — каждый из них, чтобы спасти другого, берет на себя вину в содеянном; забывает свой христианский долг в роскошных садах волшебницы Армиды рыцарь Ринальдо. Tacco вводит в поэму идеи христианского благочестия и всякий раз показывает победу религиозно-христианского начала над чувственно-языческим. Однако художественная сила поэмы заключена именно в ярких, красочных, насыщенных полнокровным ощущением жизни образах и ситуациях.

Произведения

Аминта: Отрывок; Освобожденный Иерусалим: Отрывок; Стихотворения / Пер. Е. Солоновича. — В кн.: Европейские поэты Возрождения, М., 1974, с.; 160—178; Аминта: Пастораль/ Пер. М.Столярова и М. Эйхенгольца; Вступ. ст. и коммент. М. Эйхенгольца. — М.; Л.: Academia, 1937. — XXXI, 119 с.; Освобожденный Иерусалим: В 3 т. / Пер. размером подлинника Д. Мина. — СПб.: Суворин, 1900. Gerusalemme liberala; Aminta, rime scelle e versi dalla Gerusalemme conquislata, dal Rinaldo e dal Mondo creato / A cura di L. de Vendittis. — Torino: Einaudi, 1961. — XLI, 1347 p.

Литература

Горохова Р. М. Образ Tacco в русской романтической литературе. — В кн.: От романтизма к реализму: Из истории международных связей русской литературы, Л., 1978, с. 117—188.

Getto G. Nel mondo della «Gerusalemme». — Firenze: Vallecchi, 1968. — 317 p.; Natoli G. Torqualo Tasso. — Firenze: La Nuova Italia, 1958. — 197 p.

Вернуться к оглавлению