Наши партнеры

inflatable santa claus
Беспроцентные кредиты

КАРЛО ГОЛЬДОНИ (CARLO GOLDONI. 1707-1793)

ЛИТЕРАТУРА ИТАЛИИ

— драматург, реформатор итальянского театра. Он родился в Венеции. Изучал юриспруденцию в Павийском, а затем в Падуанском университетах. Около 20 лет был процветающим адвокатом, но, с детства увлекаясь театром, в конце концов оставил адвокатуру (1748) и занялся драматургией. Талант и необыкновенная плодовитость Гольдони (им написано 120 комедий и несколько трагикомедий) поразили Италию, и на протяжении многих лет он был кумиром венецианской публики. Однако в 1762 г. драматург покинул Венецию, где зрители начали отдавать предпочтение Гоцци, и переехал в Париж. Там Гольдони некоторое время продолжал писать комедии, которые, впрочем, не имели большого успеха, а затем создал свои интереснейшие «Мемуары» (1784—1787). Чтобы заработать на жизнь, он давал уроки итальянского языка и умер в нужде, не успев получить пенсии, назначенной ему Конвентом. Творчество Гольдони связано с борьбой за утверждение просветительской драматургии в Италии. Он преобразовал господствовавшую на итальянской сцене и к тому времени пришедшую в упадок «комедию масок», заменив ее условные персонажи живыми характерами, а импровизацию — обязательным для актеров авторским текстом. Комедии Гольдони естественны и сценичны, написаны ярким народным языком. Образы чванливых и пустых аристократов, жизнедеятельных и добропорядочных буржуа, остроумных и веселых слуг созданы пером наблюдательного писателя-реалиста. Часть комедий Гольдони написана на венецианском диалекте, часть же — на общелитературном итальянском языке (Гольдони стремился стать национальным драматургом Италии, а не только автором, популярным у венецианского зрителя).

Феодал (Il Feudatario. 1752)

— комедия о распутном, эгоистичном и высокомерном маркизе Флориндо, в которой с полной очевидностью проявилось негативное отношение Гольдони к аристократии. Маркиз вместе со своей матерью приезжает в доставшееся ему по наследству поместье. Крестьяне, встретившие его с почестями, вскоре убеждаются, что их дочери и жены с приездом господина подвергаются большой опасности. Они решают проучить его, проявляя при этом много остроумной выдумки и смелости. В конце концов маркиза избивает крестьянин, к жене которого тот направлялся, переодевшись в платье пастуха. Комедия завершается тем, что крепко проученный феодал по настоянию своей расчетливой матери женится на разумной и красивой сироте Розауре, собиравшейся по суду отобрать у него имение, которое, оказывается, принадлежало ей по закону.

Трактирщица (La locandiera. 1753)

— комедия о ловкой и сметливой трактирщице Мирандолине и о ее знатных поклонниках-постояльцах, до сих пор остающаяся одной из популярнейших пьес театрального репертуара. Кавалер

Рипафратга, грубый и своенравный женоненавистник, не устоявший перед чарами трактирщицы; обедневший маркиз Форлипополи, полный аристократического чванства, но не упускающий случая поесть за чужой счет и взять у кого удастся «в долг»; граф Альбафьорита, считающий, что за деньги можно купить все, в том числе и любовь, — все эти знатные дворяне отвергнуты простой, сохраняющей честь и достоинство хозяйкой гостиницы. Она предпочитает им работающего у нее и искренне любящего ее лакея Фабрицио, о предстоящей свадьбе с которым и объявляет обманутым в своих надеждах поклонникам.

Слуга двух господ (Il servitore di due padroni. 1759)

— комедия, построенная на недоразумениях, совпадениях и узнаваниях. До сих пор она прочно держится в репертуарах театров всего мира. Венецианский купец Панталоне, узнав о смерти жениха своей дочери Клариче, которого ни он, ни его дочь никогда не видели, собирается, к радости Клариче, отдать ее замуж за сына врача — молодого и пылкого Сильвио. Но как раз в это время из Турина прибывает смелая и предприимчивая Беатриче, переодетая в мужское платье и выдающая себя за прежнего жениха Клариче, которого, как она уверяет, ошибочно сочли умершим. Слуга Беатриче Труффальдино, ловкий и смышленый малый, тайно становится одновременно и слугой ее возлюбленного, которого она разыскивает и из-за которого затеяла этот маскарад. Труффальдино еще более осложняет путаницу ситуаций и отношений, но все в конце концов разъясняется, и комедия благополучно заканчивается тремя обручениями (включая обручение Труффальдино с приглянувшейся ему служанкой).

Самодуры (I rusteghi. 1760)

— комедия, в которой Гольдони бичует пороки венецианской буржуазии, косность и консерватизм ее домашнего быта. Дочь купца-самодура Лучетту просватали за незнакомого ей молодого человека, который, как и она, находится в полном повиновении у деспота отца. Законное желание Лучетты посмотреть на жениха до свадьбы находит поддержку у бойкой и свободолюбивой Феличе, ее подружки. Молодого человека в маске и женском платье вводят в дом Лучетты. Жених и невеста сразу влюбляются друг в друга. «Преступление» обнаружено разъяренными отцами, и свадьба отменяется. Но все приходит к благополучной развязке — главным образом благодаря убедительным речам Феличе, выступившей в защиту не только Лучетты, но и всех женщин, претендующих на человеческое обращение, доверие и подлинную любовь мужей.

Произведения

Комедии: В 2 т. / Под ред. А.А.Смирнова; Предисл. Б. Г. Реизова; Послесл. Е.Стронской. — Л.; М.: Искусство, 1959; Самодуры: Комедия в 3 д. / Пер. Т. Л. Щепкиной-Куперник. — М.; Л.: Искусство, 1938.— 110 с.; Слуга двух хозяев: Комедия в 3 д. / Пер. А. К.Дживелегова; Под ред. А.А.Смирнова. — М.; Л.: Искусство, 1952. — 146 с.; Слуга двух хозяев; Феодал; Трактирщица / Пер. А. К. Дживелегова; Веер / Пер. Н. Георгиевской. — В кн.: Гольдони К. Комедии; Гоцци К. Сказки для театра; Альфьери В. Трагедии. М., 1971, с. 33—320; Трактирщица / Пер. А. К.Дживелегова. — М.; Л.: Искусство, 1951. — 135 с. Tutte le opere di Carlo Goldoni: In 14 t. / A cura di G. Ortolani.- Milano: Mondadori, 1959-1969; La locandiera: Commedia in 3 atti. — Torino: Einaudi, 1965. — 107 p.; I nisteghi / A cura di G. Davico Bollino. — Torino: Einaudi, 1970,— 106 p.

Литература

Гольдони К. Мемуары Карло Гольдони, содержащие историю его жизни и его театра: В 2 т. / Пер. и примеч. С. С. Мокульского. — Л.: Academia, 1933; Карло Гольдони: Биобиблиогр. указ. / Сост. Т. В.Дзюба. — М.: Всесоюзн. кн. палата, 1959. — 98 с.; Реизов Б.Г.Карло Гольдони 1707— 1793.- М.; Л.: Искусство, 1957.- 188 с. Dazzi M. Carlo Goldoni e la sua poetica sociale. — Torino: Einaudi, 1957. — 214 p.; Ferrante L. Goldoni: La vita, il pensiero, i testi esemplari. — Milano: Accademia; Firenze: Sansoni, 1971. — 281 p.

Вернуться к оглавлению