ДЖОВАННИ ВЕРГА (GIOVANNI VERGA. 1840-1922)

ЛИТЕРАТУРА ИТАЛИИ

— родился в Катании (Сицилия) в семье, известной своими либеральными и патриотическими традициями. Его первый роман «Любовь и Родина», написанный в 16-летнем возрасте, посвящен событиям в Северной Америке периода Войны за независимость. В 1858 г. Верга поступил на юридический факультет Катанского университета, однако после высадки «Тысячи» Гарибальди на остров Сицилия в 1860 г. оставил занятия, вступил в национальную гвардию и активно включился в литературную жизнь острова. Участие Верги в гарибальдийском движении нашло отражение в его юношеских романах и политических статьях. С 1869 г. Верга живет во Флоренции, а с 1872 г. — в Милане, где сближается с писателями из литературной группы «Скапильятура» («Растрепанные»). Их бунтарско-анархические настроения сказались на романах Верги начала 70-х гг.: «История одной малиновки» (1871), «Ева» (1873), «Тигрица» (1873) и «Эрос» (1875). В начале 80-х гг. Верга обращается к изображению жизни народа — сицилийских крестьян — с позиций провозглашенного им вместе с известным писателем и критиком Луиджи Капуаной нового художественного метода — веризма, для которого характерна реалистическая направленность, ослабляемая, однако, известными натуралистическими тенденциями. Верга становится главой и крупнейшим представителем этого направления; 80-е гг. — наиболее плодотворный период в его творчестве. Замечательный дар писателя-реалиста с особенной силой проявился в его новеллах: сборники «Жизнь полей» (1880), «Сельские новеллы» (1883), «Бродячая жизнь» (1887) и др. Верга сумел дать глубоко правдивое изображение жизни народа, нарисовать полные драматизма картины нужды, горя и разорения сицилийских крестьян-бедняков. В серии романов «Побежденные» Верга пытался создать широкое полотно итальянской жизни, охватывающее различные социальные слои (из пяти романов, которые им были задуманы, закончены только два: «Семья Малаволья», 1881, и «Дон Джезуальдо», 1889). «Городские» мотивы в творчестве Верги нашли воплощение в сборнике рассказов «По улицам» (1883).

Жизнь полей (Vita dei campi. 1880)

— одна из наиболее известных и самая «веристская» книга Верги. Состоит из девяти новелл, в которых писатель придерживается основного принципа веризма — документально точного и объективного изображения реальной действительности. Его герои как бы живут самостоятельной жизнью, а сам автор не вмешивается в ход событий и не морализует. Однако в отличие от других представителей направления Верга, по выражению известного литературоведа Л.Руссо, «лепил образы там, где другие собирали человеческие документы». Писатель сумел «выявить» человеческие черты даже в отъявленных негодяях. Новеллы сборника проникнуты драматизмом, подлинным во всех своих проявлениях, будь то трагедия унижения («Рыжий») или муки ревности («Сельская честь»), утрата привычного душевного равновесия («Иели-пастух») или взрыв религиозных страстей («Война святых»). В конечном счете драма всех героев «Жизни полей» состоит в крушении тех или иных нравственных правил, которые определяются силой традиций, всем укладом жизни сицилийской деревни («Волчица», «Печной горшок» и др.). Самой интересной новеллой сборника, несомненно, является «Рыжий» — история рабочего-подростка, как будто самой судьбой предназначенного быть предметом насмешек, потому что у него рыжие волосы. Все его бьют, так как считают причиной происходящих в поселке несчастий. В свою очередь Рыжий не только огрызается, когда его бьют, но и пытается утвердиться на земле, избивает более слабых. Однако под личиной озлобленного звереныша скрывается легкоранимое сердце, которое инстинктивно тянется к добру. Почти все новеллы кончаются трагически: погибает в шахте Рыжий, Иели-пастух убивает человека, отнявшего у него жену, Нанни убивает преследующую его своей любовью Волчицу. Такое закономерное разрешение находят человеческие драмы в среде, живущей по законам узкопатриархальных традиций.

Семья Малаволья (I Malavoglia. 1881)

— первый из романов задуманной писателем серии «Побежденные». Верга рисует трагическую историю разорения и распада семьи рыбаков. Потерпев неудачу в стремлении упрочить свое относительное материальное благополучие, достигнутое ценой поистине каторжного труда, семья Малаволья попадает в кабалу к сельскому ростовщику. Попытки выплатить долг оказываются безуспешными, старшего сына берут на военную службу, умирает от холеры хозяйка дома, буря разбивает и приводит в негодность лодку, и ее приходится продать за бесценок, так же как и знаменитый и всеми ими любимый дом «у кизилового дерева». Глава семьи старый Антонио Малаволья перестает быть хозяином и работает по найму; один из его внуков, не выдержав непосильного труда и лишений, отбивается от дома, пьет, совершает преступление и попадает на каторгу; другой внук гибнет на войне. Младшему внуку Алесси и его сестре Мене, отказавшейся от личного счастья, удается ценой неимоверных усилий и лишений вновь водвориться в «доме у кизилового дерева», но и их благополучие ненадежно и призрачно. В романе действует большое количество выпукло обрисованных персонажей. Речь их насыщена народными пословицами и поговорками.

Произведения

Маэстро дон Джезуальдо / Пер. И. Константиновой; Вступ. ст. Н. Рыковой. — Л.: Худож. лит., 1980. — 349 с.; Новеллы / Сост. и вступ. ст. Л.А.Вершинина. — М.: Гослитиздат, 1957. — 253 с.; Семья Малаволья / Пер. и примеч. А. Бонди; Под ред. A.M. Евлахова. — М.: Гослитиздат, 1936. — 258 с. Tutte le novelle: In 2 t. — Milano: Mondadori, 1974; I Malavoglia / A cura di C. Simioni. — Milano: Mondadori, 1973. — 290 p.; Le novelle: In 2 t. / A cura di N. Merola. — 3-a ed. — Milano: Garzanti, 1985; Vita dei campi / A cura di C. Riccardi. - Firenze: Le Monnier, 1987.- LXXXIX, 248 p.

Литература

Данченко В.Т. Джованни Верга: Биобиблиогр. указ. — М.: Книга, 1966. — 78 с.; Кирхенштейне А. Джованни Верга и литература Италии: К 125-летию со дня рождения Джованни Верга. — Рига: Латв. ун-т, 1965. — 69 с. Cattaneo G. Giovanni Verga. — Torino: UTET, 1963. — 366 p.; Russo L. Giovanni Verga. — 6-a ed. — Bari: Laterza, 1974. — XIV, 374 p.; Scaramucci I. Introduzione a Verga. — 3-a ed. — Brescia: La Scuola, 1973.- 342 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV