ЛУИДЖИ ПИРАНДЕЛЛО (LUIGI PIRANDELLO. 1867-1936)

ЛИТЕРАТУРА ИТАЛИИ

— один из самых сложных и противоречивых итальянских писателей нового времени. Пиранделло рано проявил свои филологические и литературные наклонности: учился в Палермском, Римском, а затем Боннском университетах; в последнем с блеском защитил дипломную работу о греко-сицилийских диалектах. По возвращении в Италию он сблизился с римскими литературными кругами и начал публиковать в периодике критические статьи и стихи. В ранний период творчества он был близок к веризму, влияние которого заметно в новеллах и в романе «Отвергнутая» (1901). С 1897 по 1922 г. Пиранделло преподавал сначала лингвистику, а затем историю итальянской литературы в Римском педагогическом институте. Широкую известность принесла ему публикация романа «Покойный Маттиа Паскаль» (1904), герою которого присущи характерные черты большинства персонажей Пиранделло — порывы настроений, беспочвенное бунтарство и полная неспособность выйти за пределы индивидуалистической обособленности. В начале 1900-х гг. писатель создал большую часть своих новелл, в которых проявился его незаурядный талант мастера малых прозаических форм и которые были собраны впоследствии в 15-томном издании под общим заглавием «Новеллы на год» (1922—1937), опубликовал программную статью «О юморизме» (1908), отразившую взгляды Пиранделло на литературный процесс, роман «Старые и молодые» (1913) и др. Во второй половине 1910-х гг. и в 20-е гг. Пиранделло написал несколько драм, лучшие из которых до сих пор входят в репертуар многих театров мира. Пиранделло свойственно ироническое восприятие действительности, скептическое отношение к возможности социального прогресса, склонность к сатире. Основные мотивы его творчества — иллюзорность человеческих идеалов, одиночество, неустойчивость и несовершенство общественных отношений, игра случая в судьбах людей, разобщенность предметного мира. Критическое отношение писателя к буржуазному обществу позволило ему создать противоречивую, но выразительную картину кризиса эпохи.

Обнаженные маски (Maschere nude. 1920-1929)

— так называется цикл пьес Пиранделло. Сильной их стороной надо признать язвительную сатиричность положений и характеров, превосходную композицию и мастерство сюжета, слабостью же является превращение действительности в сценическую иллюзию, раздвоение характера на «кажущийся» и «реальный». Характерные особенности его драматургии наиболее отчетливо обнаруживаются в таких пьесах цикла, как «Генрих IV» (1922) и «Каждый по-своему» (1924).

Произведения

Избранная проза: В 2 т. / Сост. и вступ. ст. С. Бушуевой. — Л.: Худож. лит., 1983; Избранные произведения / Сост. и Послесл. И. Володиной. — М.: Панорама, 1994. — 572 с.; Новеллы / Сост. и примеч. Н.Томашевского. — М.: Худож. лит., 1986. — 380 с.; Пьесы / Сост. и ред. пер. С. Мокульский; Вступ. ст. и примеч. Н. Елиной. — М.: Искусство, I960. — 488 с.; Старые и молодые / Пер. Г. Рубцовой и Н. Рыковой; Вступ. ст. и примеч. С. Бушуевой. — Л.: Худож. лит., 1975. — 438 с. Maschere nude: In 2 t. — Milano: Mondadori, 1971; Novelle per un anno: In 2 t. / Pref. di C. Alvaro. — 9-a ed. — Milano: Mondadori, 1973; Tutti i romanzi / A cura di C. Alvaro. — Milano: Mondadori, 1959. — 1418 p.

Литература

Бушуева C. O драматургии Пиранделло. — Театр, 1976, N° 7, с. 131—141; Молодцова М. М. Луиджи Пиранделло. — Л.: Искусство, 1982. — 215 с.; Реизов Б. Г. Роман Луиджи Пиранделло «Покойный Маттиа Паскаль»; Луиджи Пиранделло в России. — В кн.: Реизов Б.Г. Из истории европейских литератур, Л., 1970, с. 331-352.

Alonge R. Pirandello. Tra realismo e mistificazione. — Napoli: Guida, 1972. — 330 p.; Giacalone G. Luigi Pirandello. — Brescia: La Scuola, 1966. — 308 p.; Janner A. Luigi Pirandello. — Firenze: La Nuova Italia, 1964. — VI, 346 p.; Munafó G. Conoscere Pirandello: Introduzione e guida allo studio dell'opera pirandelliana: Storia e antologìa della critica. — Firenze: Le Monnier, 1974. — 276 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV