ИТАЛО ЗBEBO (ITALO SVEVO. 1861-1928)

ЛИТЕРАТУРА ИТАЛИИ

— литературный псевдоним Этторе Шмица. Родившийся в обеспеченной буржуазной семье, он должен был пойти по стопам отца-коммерсанта и по окончании школы был направлен для совершенствования знаний немецкого языка в баварский коллеж, а затем учился в высшем коммерческом институте Револьтелла в Триесте. В 1880 г. отец будущего писателя разорился, и Этторе, чтобы поддержать семью, поступил в местное отделение венского «Унион-банка», где провел 18 лет, работая коммерческим корреспондентом. Он тяготился служебными обязанностями и все свободное время посвящал чтению итальянских классиков и французских писателей XIX в. Увлечение творчеством Бальзака и Золя сказалось затем в его первом романе «Жизнь» (1892). Несколько раньше, сблизившись с триестинскими литературными и художественными кругами, он начал публиковать в местных газетах статьи и очерки, посвященные различным событиям театральной и музыкальной жизни, а также литературно-критические заметки. Публикуя роман «Жизнь» (под псевдонимом Итало Звево), он надеялся найти признание, оставить нелюбимую службу и жить литературным трудом. Но мечты не оправдались: роман почти не был замечен критикой и публикой. Первоначальное название «Никчемный» достаточно красноречиво характеризует фигуру героя книги — человека слабого, непригодного к «нормальной» жизни среди людей, подобных прожорливым чайкам, на лету хватающим добычу. Автобиографические моменты наиболее заметны в описании атмосферы банка, буржуазных семейств, а также публичной библиотеки, где Звево, как и его герой, много времени проводил за любимым чтением. В 1898 г. Звево предпринял еще одну попытку добиться литературного успеха, опубликовав роман «Старость», в котором продолжал развивать тему слабого, «никчемного» с точки зрения «здорового» делового общества человека, чья непохожесть и неприспособленность к жизни вызывает у окружающих недоумение и насмешки. Главный персонаж романа — далекий от реальности 35-летний фантазер, душевная дряхлость которого порождена равнодушием к «нормальной» жизни и неумением что-либо ей противопоставить кроме отрицания. Надежды писателя на признание не оправдались и на этот раз, и он надолго устранился от литературного творчества, не прерывая, однако, чтения философских сочинений и беллетристики. Он пишет мало и ничего не публикует. Важным событием в его жизни явилась встреча с никому не известным тогда Джеймсом Джойсом, который в 1906 г. давал ему уроки английского языка и сделался большим поклонником его таланта. К 1908—1912 гг. относятся усиленные занятия психоанализом, первоначально вызвавшим у Звево огромный интерес. Однако вскоре он начал относиться к нему, особенно применительно к медицине, с иронией, что нашло отражение в романе «Самопознание Дзено», созданном в 1919—1923 гг. Эта книга имела успех у критики, чему немало способствовал Джойс. В Италии разгорелась дискуссия между теми, кто восхищался новооткрытым писателем, и теми, кто отказывал ему даже в знании литературного языка. Барьер молчания был тем не менее преодолен, и Звево, продолжая заниматься делами фирмы, работал над новеллами, статьями и новым романом. В сентябре 1928 г. писатель погиб в автомобильной катастрофе. Посмертно были опубликованы его новеллы, комедии, статьи, «Дневник к невесте» и обширная переписка.

Самопознание Дзено (La coscienza di Zeno. 1923)

— наиболее значительный роман Звево. Написан в форме предназначенных для врача-психоаналитика записок немолодого триестского буржуа Дзено Козини, живущего на проценты с капитала и не имеющего определенных занятий, поскольку в силу его профессиональной непригодности все дела унаследованной им коммерческой фирмы ведет управляющий. В повествовании выделены моменты, которые, по мнению пациента-рассказчика, могли бы помочь врачу проникнуть в его подсознание и выявить причины странной «блуждающей» болезни, то исчезающей под влиянием каких-либо приятных событий, то снова появляющейся, преимущественно тогда, когда Дзено приходится принять то или иное самостоятельное решение. Такими ответственными в жизни героя моментами последовательно являются попытки избавиться от порока курения, смерть отца, женитьба, появление любовницы, неудачный опыт создания торгового предприятия. Записки предназначены для врача, но поскольку Дзено не верит в клинические возможности психоанализа и поскольку излечение от вымышленной болезни лишило бы его оправдания собственного безделья, то он отнюдь не стремится что-либо прояснить, напротив, старается отвлечь внимание от главного, чтобы все оставалось на своих местах. В меру своих сил он борется за право просто существовать — вне деловых отношений, вне схватки сильных, вырывающих друг у друга добычу. Этот жизненный принцип героя романа оказывается в вопиющей дисгармонии с моралью капиталистических хищников, а в условиях зарождающегося фашизма противостоит господствующей концепции сверхчеловека. Именно так роман был воспринят передовой итальянской общественностью 20-х гг. Многие страницы книги полны комизма: в издевательском описании Дзено некоторые персонажи его истории выглядят шутами, да и к себе он относится довольно самокритично. Итало Звево в высшей степени свойственна ирония, в целом не очень распространенная в итальянской литературе XIX — первой половины XX в., ирония, без которой не обходится почти ни одно крупное литературное произведение нашего столетия.

Произведения

Самопознание Дзено / Пер. С. Бушуевой; Вступ. ст. С. Ошерова. — Л.: Худож. лит., 1980. — 472 с. La coscienza di Zeno. — 19-a ed. — Milano: Dall'Oglio, 1974. — 479 p.

Литература Camerino G. A. Italo Svevo.- Torino: UTET, 1981.- XX, 492 p.; Maier B. Italo Svevo. - 2-a ed.-Milano: Mursia, 1968. — 292 p.; Montale E. Carteggio: Con gli scritti di Montale su Svevo / A cura di G. Zampa. — Milano: Mondadori, 1976. — XXIV, 210 p.; Nanni L. Leggere Svevo: Antologia della critica sveviana. — Bologna: Zanichelli, 1975. — XIV, 394 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV