ДИНО БУЦЦАТИ (DINO BUZZATI. 1906-1972)

ЛИТЕРАТУРА ИТАЛИИ

— писатель, журналист, художник, драматург, поэт. Родился на вилле в Сан-Пеллегрино, в семье профессора международного права, рос среди книг и манускриптов, любил сказки и истории с занимательными сюжетами. Посещал классический лицей Милана, изучал право в университете. Получил диплом юриста, но почти всю жизнь проработал в «Коррьере делла сера» — одной из самых влиятельных и респектабельных газет Милана: был корректором, репортером, редактором, критиком. Обладал врожденным изяществом, умением одеваться, старомодными рыцарскими понятиями о чести и достоинстве, демонстративно игнорировал политические реалии современной ему Италии. Большое влияние на характер писателя оказала мать, принадлежавшая к одной из самых аристократических семей Венеции. Пока мать была жива, он жил вместе с ней, не имея собственной семьи. Она умерла, когда сыну исполнилось шестьдесят. Буццати чувствовал, что ему суждено пережить свою горячо любимую мать, поэтому неотвратимый бег времени и неизбежность смерти стали ведущими темами его творчества. Вторая его страсть — горы. Горные лыжи и скалолазанье всегда были излюбленными видами отдыха художника; скалистые хребты Доломитовых Альп вошли в пейзажи и создали эмоциональную атмосферу многих его произведений. Литературный дебют — роман «Барнабо с гор» (1933), где проблемы бытия, жизни и смерти трактуются в духе экзистенциализма, на фоне равнодушной к человеку, но прекрасной в себе природы; за ним последовал сказочный роман-притча «Тайны старого леса» (1935). Мировую известность принес писателю роман «Татарская пустыня» (1940; экранизирован режиссером В.Дзурлини в 1976 г.). Буццати создал неповторимый поливалентный мир, где одинокий тоскующий человек сталкивается с непонятной и враждебной повседневностью. Обширен бестиарий писателя: крысы, пауки, собаки, загадочный коломбр — полноправные персонажи его произведений. На условности и мрачной фантастике зиждется художественный мир рассказов Буццати (сборники «Семь гонцов», 1942; «Шестьдесят рассказов», 1958, премия Стрега); большинство его пьес (всего около двух десятков) написаны на их основе. Театр Буццати — театр абсурда, комедии-гротеска. Буццати-художник иллюстрировал собственные книги («Знаменитое нашествие медведей на Сицилию», «Книга о трубках», совместно с Д. Рамаццотти, обе 1945), был сценографом, его работы выставлялись на коллективных и персональных выставках. В 1965 г. дебютировал как поэт (сборник «Капитан Пик»). Прозу Буццати соотносят с творчеством Э. По, Ф. Кафки, А. Камю (переводчика произведений Буццати на французский язык), отмечают ее родство с «черным», «готическим» рассказом.

Татарская пустыня (Il deserto dei Tartari. 1940)

— ночной роман о времени, съедающем жизнь. Необратимость времени — роковой удел человека, ночь — высшая точка трагического напряжения человеческого бытия. Молодой офицер Джованни Дрого получает назначение в крепость Бастиани, расположенную на краю бескрайней Татарской пустыни, откуда, по преданию, когда-то приходили враги. Или не приходили. И крепость, в сущности, никому не нужна. Но она стоит на границе Неведомого, с которым связаны не только страхи, но и надежды на чудесный случай, даруемый человеку раз в жизни. Дрого остается — сначала на время, а потом навсегда. Он, как и все в гарнизоне, ждет. Наконец вражеская армия действительно подходит к крепости, но Дрого уже стар и болен, и его отправляют домой. В дороге его настигает смерть, и он понимает, что это и есть главное событие его жизни. Он умирает, глядя на ночное небо.

Произведения

Избранное: Татарская пустыня: Роман; Рассказы; Увеличенный портрет: Повесть / Сост. и предисл. Р.Хлодовского. — М.: Радуга, 1989. — 424 с. — (Мастера соврем, прозы); Линкор смерти / Пер. Т.Воеводиной. — В кн.: Мир — Земле, М., 1988, с. 29—69; Семь гонцов: Рассказы / Сост. и пер. Ф.М.Двин; Предисл. Е. Амбарцумова. — М.: Известия, 1985. — 159 с. Il deserto dei Tartari: Romanzo. — 6-e ed. — Milano: Mondadori, 1979. — 239 p.; Romanzi e racconti. — Milano: Mondadori, 1975.- XLIX, 682 p.

Литература Arslan A. Invito alla lettura di Buzzati. — Milano: Mursia, 1974. — 156 p.; Gianfranceschi F. Dino Buzzati. — Torino: Boria, 1967. — 184 p.; Mignone M. B. Anormalità e angoscia nella narrativa di Dino Buzzati. — Ravenna: Longo, 1981. — 150 p.; Toscani C. Guida alla lettura di Buzzati. — Milano: Mondadori, 1987. - 200 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV