ЭЛИО ВИТТОРИНИ (ELIO VITTORINI. 1908-1966)

ЛИТЕРАТУРА ИТАЛИИ

— писатель и критик, переводчик и исследователь американской, английской, испанской литературы, редактор и воспитатель литературной молодежи. Он был убежденным антифашистом, к тому же увлеченным и обаятельным человеком, чье влияние во многом определило пути развития послевоенной итальянской литературы. «Полнота жизни» — такому девизу Витторини следовал на протяжении всего земного пути. Витторини родился в Сиракузах в семье железнодорожника. Его детство прошло на Сицилии. Не получив регулярного образования, Витторини самостоятельно глубоко изучил современную беллетристику, а также историческую и философскую литературу. Важным событием в жизни писателя было сближение с сотрудниками флорентийского журнала «Солариа», секретарем редакции которого он работал с 1930 г. В этом журнале, известном своим нонконформистским, антишовинистским и антифашистским духом, Витторини опубликовал рассказы, вошедшие затем в его первую книгу — «Мелкая буржуазия» (1931). Уже в начале 30-х гг. у писателя складываются антифашистские убеждения. Его первый роман — «Красная гвоздика» (1933), посвященный теме «воспитания чувств» юноши из буржуазной семьи, содержал «крамольные» по отношению к режиму мысли и был напечатан со значительными купюрами из-за вмешательства цензуры. Когда в Испании началась гражданская война, Витторини прервал работу над повестью «Эрика» (о 14-летней девочке, вынужденной продавать себя, чтобы прокормить младшего брата и сестру), полагая, что жизнь требовала литературы, не только вызывающей сочувствие к простым людям, но зовущей к борьбе за их освобождение. Именно так был воспринят в стране, а затем и в Европе роман «Сицилийские беседы» (1941). В 1938 г. Витторини переехал из Флоренции в Милан, где сотрудничал в издательстве Бомпиани, много переводил, работал над антологией произведений американских писателей «Американа». Здесь его застала мировая война, и здесь в 1942 г. он активно включился в антифашистскую борьбу, занимаясь в основном организацией подпольных изданий. Товарищи по Сопротивлению являются героями его романа «Люди и нелюди» (1945). После освобождения Витторини стал одним из самых решительных поборников социально значимой литературы. На страницах издаваемого им журнала «Политекнико» (1945—1947) он выступал со статьями о новой культуре, призванной будить общественное сознание, бороться против несправедливости. Наряду с обширной издательской, редакторской и политической деятельностью Витторини продолжал писать и опубликовал одну из самых поэтических своих повестей о рабочем классе «Симплон подмигивает Фрежюсу» (1947), работал над романами «Женщины из Мессины» и «Города мира» (1952), повестью «Гарибальдийка» (1950—1956). В последние годы жизни писатель был занят в основном разработкой теоретических проблем литературоведения. Незадолго до смерти он выпустил в свет новое, значительно переработанное издание самого крупного своего романа «Женщины из Мессины» (1964) — многопланового произведения о безнадежной попытке группы людей создать братскую общину в условиях потребительской цивилизации. Посмертно были опубликованы незаконченный роман «Города мира» (1969) и наброски теоретической книги «Два напряжения» (1967).

Сицилийские беседы (Conversazione in Sicilia. 1941)

— роман, являющийся одной из вершин антифашистской литературы в Италии. В начале повествования герой-рассказчик Сильвестро пребывает в состоянии «глухого сна», «лишенного надежды спокойствия». Неуютность окружающего мира вызывает в нем только «абстрактную ярость», не находящую выхода. Письмо отца, который сообщает ему, что он ушел из дома ради другой женщины, и просит навестить оставшуюся в Сицилии мать, заставляет Сильвестро проделать долгий путь через всю страну, чтобы вновь оказаться в давно покинутом им мире. Поездка на Сицилию становится для него не просто возвращением в детство, но возвращением к истокам, к тому нравственному началу, которое определяет человеческое существование, хотя временами глубоко скрыто под наносной шелухой житейской суеты. На пароме во время переезда с материка на Сицилию, в поездке от Мессины до Сиракуз и дальше в глубь острова Сильвестро встречает множество соотечественников. Он видит их нужду, горе, болезни и ощущает себя братом этих людей. Разговоры с матерью, ее нищими пациентами, которым она делает уколы без надежды получить плату за свой труд, со случайными собеседниками на улицах заштатного городка помогают Сильвестро найти себя. Решающей является встреча с Большим Ломбардцем, обладающим, как большинство эпизодических персонажей Витторини, лишь условным названием — своего рода символом. Этот сильный человек, воплощающий многотерпение народа и его нравственную стойкость, говорит Сильвестро о том, что люди бывают разного сорта, что они всегда по-разному относятся к своим человеческим обязанностям, но сейчас люди не могут больше пассивно страдать, перед ними настойчиво встает «иной долг» — решительная борьба с фашизмом. Эти мысли находят развитие в беседах Сильвестро с точильщиком Калоджеро и «человеком» Эдзекиеле, которые убеждены, что лишь «живая вода» действия может смыть «обиды мира». В условиях фашистской диктатуры Витторини вынужден был говорить эзоповским языком, и его персонажи ведут диалоги, в которых сказанное часто менее важно, чем то, о чем умалчивается. Более открыто писатель поставил проблему добра и зла, человеческого достоинства и ответственности каждого перед историей в романе «Люди и нелюди».

Люди и нелюди (Uomini e no. 1945)

_ роман, написанный Витторини в подполье, когда он скрывался от разыскивавшей его фашистской полиции, и опубликованный вскоре после Освобождения, в июне 1945 г. В нем описаны события зимы 1944 г. в Милане, изображены подпольщики, ценой огромных потерь выстоявшие в беспощадной борьбе с гитлеровцами и их приспешниками — итальянскими фашистами. В центре романа — трагическая история любви партизанского командира Энне-2 и Берты, дорогой для него женщины, которую он после нескольких лет разлуки случайно встречает на улице оккупированного гитлеровцами Милана. Напряжение борьбы не оставляет времени для выяснения нормальных человеческих отношений, но минута отчаяния может привести к гибели, что и происходит с Энне-2. Графически выразительны в романе сцены нападения партизан на комендатуру, травли человека собаками и другие эпизоды, рисующие моменты беспощадной борьбы людей с нелюдями. Важное место занимает в романе тема истинной человечности. Витторини показывает нравственное превосходство бойцов-антифашистов над гитлеровцами и фашистами как выражение неизбежной победы добра над злом.

Произведения

Люди и нелюди / Пер. С.Ошерова; Предисл. Ц. Кин. — М.: Мол. гвардия, 1969. — 207 с.; Сицилийские беседы / Пер. С.Ошерова; Предисл. Б.Можаева. — М.: Известия, 1983. — 128 с.; Эрика / Пер. Л.Вершинина. — Иностр. лит., 1960, М» 9, с. 7—44.

Le opere narrative: In 2 t. / A cura di M. Corti. Milano: Mondadori, 1974; Conversazione in Sicilia / Introd. di E. Sanguineti. — Torino: Einaudi, 1973.- 192 p.; Uomini e no. — Milano: Mondadori, 1972.- 235 p.

Литература

Данченко В.Т. Элио Витторини: Биобиблиогр. указ. — М.: Книга, 1978. — 88 с.

Pautasso S. Elio Vittorini.- Torino: Boria, 1967. — 281 p.; Zanobini F. Elio Vittorini. Introduzione e guida allo studio dell'opera vittoriniana: Storia e antologia della critica. — Firenze: Le Monnier, 1974.— XI, 172 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV