Наши партнеры

water trampoline
Беспроцентные кредиты

ИТАЛО КАЛЬВИНО (ITALO CALVINO. 1923-1985)

ЛИТЕРАТУРА ИТАЛИИ

— родился на Кубе, в детстве и юности жил в Лигурии. Принимал участие в партизанской борьбе против нацистов и их фашистских приспешников. Окончил Туринский университет, защитив диплом по творчеству Дж. Конрада. Сотрудничал в туринском издании газеты «Унита». Состоял в Итальянской коммунистической партии, которую покинул после венгерских событий 1956 г. С 1947 по 1983 гг. на разных ролях, и более всего в качестве литературного консультанта, был сотрудником издательства Эйнауди. Там опубликованы почти все его книги. В 1959 г. вместе с Э. Витторини основал журнал «Менабо делла леттература», где печатал, в частности, дискуссионные статьи о проблемах «ангажированной» литературы. Первая повесть «Тропа паучьих гнезд» (1947) — одна из лучших итальянских книг о движении Сопротивления — принесла ему устойчивый успех и удостоилась восторженной рецензии Ч.Павезе. Тема Сопротивления наряду с картинами жизни послевоенной Италии нашла отражение и в книгах повестей и рассказов «Последним прилетает ворон» (1949), «Вступление в войну» (1954) и «Рассказы» (1958). В русле дискуссий о связи литературы и индустрии, о роли интеллигента в обществе потребления написаны его повести «Строительная спекуляция» (1957), «Облако смога» (1958), «Один день члена счетной комиссии» (1963) и книга рассказов для детей «Марковальдо, или Времена года в городе» (1963). Все эти книги вполне реалистичны, однако в большинстве из них, начиная с первой, неизменно присутствует сказочный элемент в духе любимого поэта Кальвино Л. Ариосто. Для него действительность — не серые будни, а «красочный мир истории». Любовь Кальвино к самому жанру сказки получила конкретное воплощение — в 1956 г. он перевел с различных диалектов, обработал и издал книгу «Итальянские сказки» (их двести, как у братьев Гримм). А пристрастие к сказочной условности в трактовке вполне современных и в то же время вечных проблем, склонность к иронии, гротеску, парадоксам наиболее ярко отразились в романах «Раздвоенный виконт» (1952), «Барон на дереве» (1957) и «Несуществующий рыцарь» (1959). Достигнув поразительного совершенства стиля, к середине 1960-х гг. писатель увлекся литературно-математическими и логическими фантазиями и экспериментами на материале доисторического прошлого человечества (книга «Космикомические истории», 1965) и неевклидовых геометрий («Время на нуле», 1968). Своеобразным возвращением из мира чистой логики к понятно человеческим проблемам стали также экспериментальные романы «Невидимые города» (1972), где неутомимый путешественник Марко Поло рассказывает татарскому императору Кублай-хану о городах памяти, городах желания и других городах — живых существах, которые ему довелось узнать (на самом деле речь идет о неназванной Венеции, всегда разной и неповторимой), и «Когда однажды зимней ночью путник...» (1979) — о книге, в которой из-за типографского или какого-либо другого умысла перемешаны сюжеты самых разных книг. Посмертно опубликованы три из предполагавшихся пяти рассказов об органах чувств — сборник «Под ягуаровым солнцем» (1986).

Наши предки (I nostri antenati. 1960)

— трилогия включает философские романы «Несуществующий рыцарь», «Раздвоенный виконт» и «Барон на дереве» — при объединении писатель изменил их очередность. В их основе лежит одна из любимых тем Кальвино — поиски цельной человеческой индивидуальности. Герой первого из них рыцарь Аджилульфо не имеет тела. Силой воли и верой в правое дело он совершает чудеса храбрости на службе у Карла Великого, однако окружающие видят лишь оболочку — светлые доспехи. Дух его жив, пока жива вера в добро и чистоту, но, как только он узнает, что спасенная им давным-давно и спрятанная в монастыре девица погрязла в грехах, мир лишается для него смысла и он исчезает навсегда, покинув доспехи. Во второй части виконт Медардо ди Терральба, который сражается в Богемии против турок, ударом пушечного ядра разделен ровно пополам. Каждая половина начинает самостоятельную жизнь, причем одна из них отличается крайней жестокостью и творит много зла, в то время как вторая старается возместить окружающим понесенный ущерб. Между половинами происходит дуэль, проливается кровь. Опытный врач возвращает им утраченную цельность и равновесие между добрым и злым началом. Действие романа «Барон на дереве» происходит во второй половине XVIII в. Строптивый мальчик, которого воспитатели донимают придирками, решает поселиться на дереве и никогда не спускаться на землю. Он проводит там всю жизнь, весьма активную и интересную, — читает, размышляет, заботится о растениях и животных, вмешивается в политику и принимает знаменитых посетителей, в том числе Вольтера и Наполеона. Даже умирая, он не изменяет себе — его уносит в неизвестность случайный воздушный шар.

Произведения

Космикомические истории / Предисл. С. Ошерова. — М.: Мол. гвардия, 1968. — 159 с.; Кот и полицейский: Избранное / Пер. А. С. Короткова; Предисл. С. А. Ошерова. — М.: Мол. гвардия, 1964. — 432 с.; Тропа паучьих гнезд; Несуществующий рыцарь; Раздвоенный виконт; Барон на дереве: Романы; Облако смога: Повесть; Путь в штаб: Рассказ / Предисл. Р. Хлодовского. — М.: Радуга, 1984. — 493 с. — (Мастера соврем, прозы). Cosmicomiche vecchie e nuove. — Milano: Garzanti, 1984. — 316 p.; I nostri antenati. — Torino: Einaudi, 1963. — XIX, 406 p.; Se una notte d'inverno un viaggiatore. — Torino: Einaudi, 1980. — 261 p.

Литература

Кин Ц. И. [«Тропа паучьих гнезд»; И. Кальвино и «Менабо»]. — В кн.: Кин Ц. И. Миф, реальность, литература, М., 1968, 183-188, 237—240. Bernardini Napoletano F. I segni nuovi di Italo Calvino: Da «Le cosmicomiche» a «Le città invisibili». — Roma: Bulzoni, 1977.- 217 p.; Pescio Bottino G. Italo Calvino.- Firenze: La Nuova Italia, 1973. — 121 p.

Вернуться к оглавлению