ХОРХЕ ЛУИС БОРХЕС (JORGE LUÍS BORGES. 1899-1986)

ЛИТЕРАТУРА АРГЕНТИНЫ

— уроженец Буэнос-Айреса, детство и юность провел в Европе, куда уехал вместе с родителями — его отец нуждался в длительном лечении; там их и застала Первая мировая война. Среднее образование он получил в Швейцарии. В 1919 г. семья переехала в Испанию, где Борхес сблизился с кругом молодых литераторов, сторонников авангардизма. Вернувшись в 1921 г. на родину, стал лидером популярного в 20-х гг. поэтического движения «ультраизма», входил в литературную группу «Флорид». В лирических сборниках «Жар Буэнос-Айреса» (1923), «Луна напротив» (1925), «Тетради Сан-Мартина» (1929) использовал неожиданность как средство создания «концентрированного» поэтического образа, необычные визуальные метафоры. Затем Борхес оставил поэзию и после нескольких лет молчания начал публиковать прозу — «Всемирная история бесчестья» (1935), «История вечности» (1936), «Вымыслы» (1944), «Алеф» (1949). К стихам он вернулся только в 60-х гг., но это была уже совсем иная поэзия, более абстрактная, подчеркнуто интеллектуальной манеры, отражавшая напряженные внутренние искания автора, размышления о сущности человека, философское осмысление мира — «Другой, тот же самый» (1964), «Сокровенная роза» (1975), «История ночи» (1977) и др. Писатель сотрудничал в литературных журналах, занимался изданием серии произведений детективного жанра, составлял антологии, работал в муниципальной библиотеке Буэнос-Айреса (1937—1946), возглавлял Национальную библиотеку страны (1955—1973). Он преподавал англо-американскую литературу на факультете философии и литературы столичного университета, читал курсы лекций в США, Великобритании, Италии, Франции. Борхес являлся почетным доктором крупнейших университетов мира, лауреатом многочисленных литературных премий Европы и обеих Америк. Прозу Борхеса составляют новеллы — фантастические, психологические, приключенческие, детективные, сатирические, — рассказы-эссе, называемые писателем «расследованиями», прозаические миниатюры, хитроумные философские притчи. Порой — особенно на начальном этапе творчества — Борхес выступал как певец родного Буэнос-Айреса, любовно создавая зарисовки патриархальных нравов и обычаев, обрабатывая местные предания, проявляя внимание к героическому миру национального прошлого. Но большей частью материал для своих произведений он черпал из необъятного океана мирового культурного наследия, нередко толчком к написанию служила прочитанная книга, научный труд, живописное полотно. Круг интересов Борхеса был необычайно широк — философия, теология, восточная и западная мистика, история литературы; здесь он отыскивал то, что, на его взгляд, представляло «эстетическую ценность», будило его художественную фантазию. Книги, лабиринт, зеркало, сон были его любимыми образами. В повествовательной структуре своих произведений он опрокидывал пространственно-временные связи, скрупулезно и последовательно конструировал некую новую гипотетическую реальность, где были свой законы и внутренние связи. Изображаемый Борхесом мир - сборники «Делатель» (1960), «Сообщение Броуди» (1970), «Золото тигров» (1972), «Книга песчинок» (1975), «Двадцать пятое августа 1983 года и другие рассказы» (1984) — представал стихией сплошных вымыслов. Оригинальные по замыслу, глубокие по философскому содержанию рассказы Борхеса имеют метафорическую природу. Писатель использует сложные, многосоставные, многозначные метафоры культурологического плана, метафоры-символы. Символика является одной из особенностей поэтики его творчества. Склонный к пересмотру устоявшихся и общепринятых понятий, демонстрирующий множественность точек зрения на действительность, Борхес довольно часто прибегает к новаторской и парадоксальной интерпретации мифа или классического литературного мотива, пользуясь при этом приемом авторской мистификации, реминисценциями, заимствованиями. Борхес поразительно лаконичен, он бережно отбирает слова, тщательно следит за ритмом повествования и чрезвычайно сложен для перевода. Им написан также ряд работ о народной поэзии («О литературе гаучо», 1950; «Поэзия гаучо», 1955), исследования о творчестве Леопольде Лугонеса, Эваристо Карриего, Данте. Прочитанные им лекции по различным вопросам мировой культуры составили сборник «Семь ночей творения» (1981).

Произведения

Сочинения: В 3 т. / Сост., предисл., коммент. Б. Дубина. — Рига: Полярис, 1994; Коллекция: Рассказы. Эссе. Стихотворения / Сост. и вступ. ст. Вс. Багно. — СПб.: Северо-Запад, 1992. — 639 с.; Оправдание вечности / Сост. Б.Дубин, В.Кулагина-Ярцева.— М.: ДИ-ДИК, 1994.— 552 с.; Письмена Бога / Сост., вступ, ст. и примеч. И.М.Петровского.— М.: Республика, 1992.— 510 с.; Проза разных лет / Сост. и предисл. И.Тертерян. — М.: Радуга, 1984.— 318 с.

Obras completas: T. 1—3.— Buenos Aires: Emecé, 1964—1965; Obras completas en colaboración. — Buenos Aires: Emecé, 1979.— 989 p.; Obra poética 1923—76.— Madrid: Alianza, 1979.— 508 p.; Prosa completa: En2 t. — Barcelona: Braguera, 1980; Veinticinco Agosto 1983yotroscuentos. — Madrid: Siniela, 1984.— 151 p.

Литература Alazraki J. La prosa narrativa de Jorge Luís Borges.— Madrid: Gredos, 1974.— 487 p.; Borges y Ia literatura: Textos para un homenaje / Ed. V. Polo Garcia.— Murcia: Univ. de Murcia, 1989.— 278 p.; Massuh G. Borges: Una estética de silencio. — Buenos Aires: Ed. de Belgrano, 1980. — 269 p.; Vázquez М. E. Borges, sus dias y su tiempo.— Barcelona: Vergara, 1985.— 344 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV