АНТОНИУ ГОНСАЛВЕС ДИАС (ANTÔNIO GONÇALVES DÍAS. 1823-1864)

ЛИТЕРАТУРА БРАЗИЛИИ

— один из самых популярных в Бразилии поэтов. Его литературный дебют состоялся в 1846 г., когда вышел сборник стихов «Первые песни». Молодой поэт тогда только что вернулся на родину из Португалии после окончания университета в Коимбре. Сборник открывается небольшим стихотворением «Песнь изгнания». Сейчас это стихотворение, проникнутое тоской по далекой родине, стало хрестоматийным. Впоследствии Гонсалвес Диас опубликовал еще несколько сборников стихов («Новые песни», 1848; «Последние песни», 1851) и эпическую поэму «Тимбирас», описывающую подвиги воинов одноименного индейского племени. Поэзия Гонсалвеса Диаса многообразна: у него есть и элегии, и философские стихи, и романтические баллады («Рабыня», «Пират»), и гимны, воспевающие красоту и величие природы («Море», «Вечер», «Луна», «Ночь»). Трагическая смерть (он погиб при кораблекрушении) настигла поэта в расцвете творческих сил. В посмертное собрание произведений Гонсалвеса Диаса вошло большое число стихов и драм, не публиковавшихся при жизни. В драмах Гонсалвес Диас часто разрабатывает сюжеты и мотивы, заимствованные им у европейских писателей-романтиков (например, «Беатриса Ченчи» — по мотивам П. Б. Шелли). Три сборника — «Первые песни», «Новые песни» и «Последние песни» — самая значительная часть поэтического наследия Гонсалвеса Диаса, оказавшая заметное влияние на развитие национальной литературы. Гонсалвес Диас был основателем «индианизма» в бразильской литературе, ибо он первый ввел в нее образы коренных жителей страны — индейцев, интересовался их жизнью и бытом и даже издал словарь языка племени тупи. Герои его маленьких «американских поэм» — воин, рассказывающий о своих подвигах («Песнь воина»), жрец, творящий заклинания и предостерегающий свое племя об опасности («Песня жреца»), индеец, влюбившийся в белую девушку («Индеец»). В нескольких поэмах Гонсалвес Диас пересказал народные индейские легенды («Мараба», «Мать воды»). Поэт стремился воспроизвести воинственные песни, моления жрецов, описать верования и обычаи индейцев. Все это придает «Американским поэмам» реалистические черты, хотя сам образ индейца в поэзии Гонсалвеса Диаса значительно романтизирован.

Произведения Poesia completa e prosa escholhida. — Rio de Janeiro: Aguilar, 1959. — 926 p.

Литература Bandeira М. Gonçalves Dias. Esboço biográfico.— Rio de Janeiro: Pongetti, 1952.— 233 p.; Garcia O. М. Luz e fogo no lirismo de Gonçalves Dias.— Rio de Janeiro: Sáo José, 1956.— 98 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV