РОМУЛО ГАЛЬЕГОС (RÓMULO GALLEGOS. 1884-1969)

ЛИТЕРАТУРА ВЕНЕСУЭЛЫ

— родился в Каракасе, где закончил университет и посвятил себя педагогической деятельности: он преподавал математику и философию и стал впоследствии директором лицея. В молодости, которая совпала с годами диктатуры Мачадо, писатель совместно с друзьями издавал прогрессивный студенческий журнал «Альборада» («Рассвет», 1909). Первой книгой Гальегоса был сборник психологических и социально-критических рассказов из венесуэльской жизни — «Авантюристы» (1913). В последующих произведениях — романах «Рейнальдо Солар» (1920), «Вьюнок» (1925), «Донья Барбара» (1929), «Кантакларо» (1934) — писатель остается верным национальной теме, разрабатывая распространенную в Латинской Америке и особенно в Венесуэле философскую концепцию, согласно которой прогресс общества определяется борьбой между силами «варварства», воплощенными в дикой природе и социальной отсталости народов, и силами «цивилизации», представленными развитой экономикой и всеобщим просвещением. В своих романах, всегда тяготеющих к психологизму, Гальегос пишет о революционных порывах молодежи, затрагивает темы сословных и расовых отношений, осуждает венесуэльский «каудилизм» (деспотизм), с либерально-просветительских позиций рисует картины помещичьего произвола и бесправия народа. Нравственно отвергая диктаторский режим Гомеса (1909—1936), Гальегос с 1931 по 1936 г. находится в добровольной эмиграции, а после смерти тирана, вернувшись в Венесуэлу, активно включается в политическую жизнь страны, став одним из организаторов и руководителей буржуазно-реформистской партии «Демократическое действие». Он делает головокружительную карьеру, становится министром просвещения, сенатором и, наконец, президентом республики. Убежденный просветитель и реформатор, Гальегос пытается осуществить ряд прогрессивных мероприятий, однако военщина через несколько месяцев свергает его — так рушатся иллюзии о борьбе с «варварством» цивилизованными методами. Писатель вновь отправляется в десятилетнее изгнание на Кубу и в Мексику и лишь в 1958 г., после свержения очередной диктатуры, возвращается на родину, где до последних дней жизни остается одним из наиболее смелых и последовательных защитников демократии. Для творчества Гальегоса более зрелого периода характерно расширение тематики: в романе «Канайма» (1935) он описывает деятельность капиталистических хищников в тропических лесах Гвианы; в романе «Бедный негр» (1937) обращается к исторической и негритянской теме — борьбе за отмену рабства в XIX в. Борьбе кубинского студенчества против диктатуры посвящен написанный в эмиграции роман «Соломинка на ветру» (1952). В произведениях Гальегоса важное место занимают описания тропической природы, проблемы нравственного совершенствования человеческой личности, фольклорные мотивы.

Донья Барбара (Doña Bárbara. 1929)

— роман, действие которого развертывается в льяносах штата Апуре на границе с Колумбией, куда в свое имение возвращается молодой землевладелец Сантос Лусардо, много лет проучившийся в городе. Он сталкивается с соседней помещицей доньей Барбарой, которая безраздельно правит округой и держит в руках местные власти, как бы воплощая «варварство» льяносов с их суевериями, культом насилия и жестокости. Еще девочкой став жертвой насильников, она возненавидела мужчин и целиком посвятила жизнь стяжательству и приобретению земель, выгнав из дома спившегося помещика-мужа и дочь Мариселу. Ее челядь захватывает земли Лусардо (он воплощает в романе «цивилизацию», мужскую силу, смелость, благородство), который сначала тщетно пытается бороться с ней, опираясь на закон, а затем вынужден с помощью верных слуг оказать всемогущей атаманше вооруженное сопротивление. Тогда донья Барбара решает его обольстить и сама влюбляется в своего противника. Несмотря на дикую, степную красоту помещицы, у просвещенного и «цивилизованного» Лусардо она вызывает лишь отвращение; он любит ее дочь Мариселу и собирается жениться на ней. Донья Барбара хочет убить Мариселу, но в последний момент в ней происходит нравственный переворот: во имя дочери она отказывается от борьбы и, вероятно, кончает жизнь самоубийством. Так «цивилизация» побеждает «варварство». В романе реалистически изображена неповторимая природа венесуэльских равнин — льяносов, труд и быт их жителей — скотоводов-льянерос.

Произведения

Бедный негр / Пер. Р. Похлебкина; Предисл. и коммент. И. Винниченко. — М.: Худож. лит., 1964. — 310 с.; Донья Барбара / Пер. В.Крыловой. — В кн.: Асуэла М. Те, кто внизу; Гальегос Р. Донья Барбара; Астуриас М.А. Сеньор Президент, М., 1970, с. 125—368; Канайма / Пер. В.Крыловой; Предисл. В. Кутейщиковой. — М.: Мол. гвардия, 1959. — 261 с.; Кантакларо / Пер. В. Крыловой; Стихи в пер. Н.Горской; Предисл. В. Кутейщиковой. — М.: Худож. лит., 1966. — 326 с. Obras completas: En 2 t. / Pról. de J. López Pacheco. — Madrid: Aguilar, 1958; Doña Bárbara — México-Tezontle, 1954. - 347 'p.

Литература Liscano J. Rómulo Gallegos: Vida, obra,— México: Ed. Novara, 1968. — 175 р.; Rómulo Gallegos ante la crítica / Sel. y pról. de P. D. Seijas. — Caracas: Monte Avila, 1980. — 242 p.

Вернуться к оглавлению

© 2000- NIV